2023-4-22 19:46 |
Аппарат «Союз-1» врезался в землю со скоростью около 50 метров в секунду.
Также
23 апреля Всемирный день книг и авторского права, День работников пресс-служб уголовно-исполнительной
системы РФ, День свиданий под луной, Международный день английского языка, Всемирный
день лабораторий и Терентий Маревный, а также в этот день в 1951 году учрежден Олимпийский
комитет СССР, в 1964 году прошел первый спектакль в театре на Таганке, а 1986 году
начались первые после Второй мировой войны регулярные пассажирские рейсы дирижаблей.
Подробнее поговорим о полете космического корабля
«Союз 1», который завершился гибелью космонавта Владимира Комарова. Перед роковым
стартом на корабле «Союз-1» 23 апреля 1967 года Владимир Комаров, словно
предчувствуя беду, привел в порядок все свои дела, заставил жену Валентину учиться
водить машину, показал ей, где лежат документы на квартиру и ключи от гаража.
Владимир Комаров — советский летчик-космонавт
№ 7, дважды Герой Советского Союза (1964), второй раз звание присвоено посмертно
(1967), командир первого в мире экипажа космического корабля, причем сразу из трех
человек. Комаров дважды летал на первых кораблях нового типа: трехместном «Восходе-1»
(12—13 октября 1964, совместно с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым) и
одноместном «Союзе-1» (23—24 апреля 1967). Комаров – не только первый советский
космонавт, побывавший в космосе дважды, но и, к сожалению, первый космонавт, погибший
в ходе полета.
Путь в космос
В 1935—1943 годах Комаров учился в московской
школе № 23, затем поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС, которую окончил в июле
1945 года. С 18 июля 1945 года стал курсантом Сасовской авиационной школы первоначального
обучения, а в сентябре того же года — курсантом Борисоглебского военного авиационного
училища летчиков.
В июле 1946 года Владимир Комаров был переведен
в Батайское военное авиационное училище имени А. К. Серова, после окончания которого
в 1949 году начал службу летчиком-истребителем в 382-м истребительном авиационном
полку 42-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа,
базировавшемся в Грозном (28 ноября 1951 года назначен на должность старшего летчика).
Там познакомился со школьной учительницей Валентиной Киселевой, которая вскоре стала
его женой.
27 октября 1952 года Комаров был переведен
в город Мукачево Закарпатской области на должность старшего летчика в 486-й истребительный
авиаполк 279-й истребительной авиационной дивизии 57-й воздушной армии, где служил
до августа 1954 года.
В августе 1954 года поступил и в 1959 году
успешно окончил 1-й факультет (авиавооружения) Военно-воздушной академии имени Н.
Е. Жуковского и был распределен в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС, где с
3 сентября 1959 года на должностях помощника ведущего инженера и испытателя 3-го
отделения 5-го отдела занимался испытаниями новых образцов авиационной техники.
Именно здесь, в ГКНИИ ВВС, комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила
ему новую секретную испытательную работу.
После прохождения медицинской комиссии 7 марта
1960 года Комаров был зачислен в отряд космонавтов (группа ВВС № 1). С марта 1960
по март 1961 года проходил общекосмическую подготовку. По ее окончании, сдав выпускные
экзамены (3 апреля 1961), 5 апреля был официально назначен космонавтом отдела космонавтов
Центра подготовки космонавтов (ЦПК), после чего начал подготовку к полету на космических
кораблях «Восток» и «Восход».
В июне 1962 года заменил Григория Нелюбова,
отстраненного от подготовки, в качестве дублера пилота КК «Восток-4» (полет в августе
1962 года). 12 августа 1962 года был дублером пилота КК «Восток-4» Павла Поповича.
С сентября 1962 года готовился к длительному групповому полету (планировалось 10
суток) в качестве дублера пилота КК «Восток-5» (полет был отменен), однако в мае
1963 года по состоянию здоровья был отстранен от подготовки.
Первый полет
Свой первый космический полет Комаров совершил
12—13 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход-1» вместе с космонавтами
К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым (позывной экипажа — «Рубин»). Это был первый
в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только
летчик, но также инженер и врач. Впервые в истории экипаж совершал полет без катапульт
и скафандров (из-за тесноты в кабине). Впервые была применена система мягкой посадки.
Итоговая длительность полета составила 24 часа
17 минут 3 секунды, за это время корабль совершил 16 витков вокруг Земли. За успешное
выполнение полета экипажу было присвоено звание Героев Советского Союза со вручением
ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Подготовка ко второму полету
Корабль из серии «Союз», на котором должен
был полететь во второй раз Владимир Комаров, создавали в ответ лунной программе
США. После того, как в январе 1966 года на операционном столе умер Сергей Королев,
работа над программой шла очень тяжело. Три беспилотных пуска «Союзов» прошли частично
или полностью неудачно, однако советские власти приняли решение о пилотируемом запуске
— шла, так называемая, «лунная гонка».
Лететь в космос должны были сразу два корабля,
которым нужно было состыковаться на орбите. «Союз-1» должен был стартовать 23 апреля
1967 года, «Союз-2» — 24 апреля. Владимиру Комарову предстояло лететь на первом
корабле.
Перед полетом космонавт навещал больного коллегу
в больнице, позже жена этого коллеги рассказала Валентине Комаровой о произошедшем
там разговоре. Владимир поделился с другом: «Процентов на девяносто полет будет
неудачным».
Дочь Владимира Комарова, Ирина, рассказала
позже в интервью: «Незадолго до старта отец вдруг заставил маму учиться водить машину.
Настоял, чтобы она сдала на права, потом ездил с ней в качестве пассажира, чтобы
она уверенно чувствовала себя за рулем. На 8 Марта он принес маме шикарный столовый
сервиз, который едва умещался в багажнике «Волги», и сказал: «Вот будешь потом принимать
гостей». А перед стартом папа навел у себя в столе идеальный порядок, ответил на
все письма. Показал маме, где лежат документы на квартиру, где ключи от гаража».
За 40 дней до гибели Владимир Комаров широко
отпраздновал свой 40-летний юбилей, хоть это и не принято — считается плохой приметой.
Роковой полет
«Союз-1» стартовал с Байконура 23 апреля 1967
года. Дублером Владимира Комарова был Юрий Гагарин. Он поднялся вместе с ним на
лифте на верхнюю площадку фермы обслуживания, и крикнул, дождавшись, когда закроется
люк: «До скорой встречи»!
Вначале все шло по плану, но как только корабль
вышел на орбиту, нештатные ситуации пошли одна за другой. Вначале не раскрылась
одна из двух панелей солнечных батарей, из-за чего «Союз» начал испытывать дефицит
электроэнергии. Владимир Комаров получил приказ возвращаться на Землю. Но возникла
новая проблема — отказ датчиков ионной ориентации.
Ирина Комарова вспоминает: «Когда поступила
команда идти на посадку, автоматика «запретила» выдавать тормозной импульс. С папой
на связи в это время находился Юрий Гагарин. Отцу предложили ручную ориентацию на
светлой стороне... Сподвижник Королева, конструктор Борис Черток, в своих воспоминаниях
отмечал, что такой вариант посадки космонавты не репетировали. Папа выполнял то,
чему космонавтов еще никто и никогда не учил. Он сделал все, чтобы вернуться...».
Владимир Комаров сделал невозможное — «Союз-1» начал спуск с орбиты. Все, кто в этот момент был в Центре управления полетами, захлопали в ладоши, ожидая скорой встречи с космонавтом. К сожалению — рано. На высоте 7 км отказала парашютная система. Аппарат «Союз-1» врезался в землю со скоростью около 50 метров в секунду. В баках аппарата было около 30 килограммов концентрированной перекиси водорода, которые взорвались от удара о землю. Выжить у космонавта не было ни единого шанса.
Валентина Комарова так и не вышла замуж после
смерти Владимира. Впоследствии она рассказывала своей дочери, что постоянно ощущает
незримое присутствие погибшего мужа.
Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты
Подробнее читайте на bloknot.ru