Силаев – глава советского авиапрома и крестный отец Шойгу

Силаев – глава советского авиапрома и крестный отец Шойгу
фото показано с bloknot.ru

2023-2-10 18:13

Силаев был последним из могикан советского правительства брежневского времени

Вслед за Кравчуком и Шушкевичем ушел из жизни еще один из руководителей того времени – Иван Силаев. На момент подписания Беловежского соглашения он фактически являлся союзным премьером, возглавляя Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. Но реально Силаев уже ничем не руководил – республики разбегались, его власть и полномочия сокращались с каждым днем. А его вчерашний шеф – Борис Ельцин – фактически выбил из-под него табуретку в Беловежье, лишив Силаева окончательно всех полномочий, чего он никогда президенту России простить не мог.

Президент Украины Леонид Кравчук (слева), Председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич (в центре) и Президент России Борис Ельцин (справа) после подписания Соглашения в Беловежской пуще.

Фото: wikimedia.org

Силаев был последним из могикан советского правительства брежневского

времени, после смерти в том году Евгения Козловского, министра геологии.  Он стал главой министерства

станкостроительной и инструментальной промышленности еще в 1980 году.

Карьера Силаева развивалась последовательно и довольно быстро. За

семнадцать лет на авиастроительном заводе в Горьком он прошел путь от мастера

до директора (с 1954 по 1971). Это говорит и о лидерских качествах, и об

организаторских. Стать директором крупнейшего завода, одного из градообразующих

предприятий Горького, в 41 год в брежневские времена, когда люди сидели на

своих постах по нескольку десятков лет – говорит о многом.

В 1974 его уже перевели в Минавиапром заместителем министра, где

министром был сталинский нарком Петр Дементьев, с соответствующим менталитетом.

Но молодой Силаев и с ним сработался, и с его преемником. В 1980 году его

неожиданно назначили министром станкостроения, перебросив в другое ведомство.

Старый министр ушел на пенсию, считалось, что он отрасль завалил, и вытягивать

министерство поставили человека со стороны – опять-таки свидетельство того, что

Силаев себя зарекомендовал и в Москве. А через два месяца новый поворот – в

Минавиапроме скоропостижно умирает начальник – Василий Казаков, и ему на смену

возвращают в ведомство Силаева.

Под его началом оказывается целая империя заводов, КБ и НИИ по всему

Союзу, он отвечал за выпуск всей линейки военных и гражданских самолетов и

вертолетов. И не просто за сборку аппаратов, но и производство авиадвигателей,

авионики, агрегатов управления. Кроме того, его ведомство как раз в это время

выходило на финишную прямую с многоразовым космическим кораблем «Бураном»;

поскольку тот представлял собой планер, то Минавиапром и отвечал за его

разработку.

В 1985 новый премьер Николай Рыжков повысил Силаева до своего зама по машиностроению – тоже переход в новую сферу, поскольку до того он работал в сугубо оборонном ведомстве, входившем в знаменитую «девятку» министерств ВПК. На посту заместителя главы правительства Силаеву пришлось заниматься и ликвидацией Чернобыльской аварии.

Николай Рыжков (слева). Фото: wikimedia.org

К 1990 Силаев находился в непростом положении - перестройка пошла

наперекосяк, дни рыжковского правительства были сочтены, экономика

разваливалась стремительными темпами. Ему самому исполнилось уже шестьдесят, и

он был явным кандидатом на вылет из правительства. Но вмешался в случай, в

РСФСР начало формироваться новое правительство «демократов», которые провели на

должность главы парламента Бориса Ельцина, а тот в свою очередь пригласил

возглавить кабинет Силаева.  Почему – не

очень понятно до сих пор, никаким либерализмом и свободомыслием Иван Степанович

не отличался, оппозиционером не был. Но, видимо, Ельцин понимал, что доверить

правительству кому-то из митинговых демократов «с улицы» невозможно и чревато

проблемами, а Силаев - опытный бюрократ, лично ему знакомый, с выходом на самый

верх. К тому же лишенный напрочь каких-либо политических амбиций, так что будет

послушным исполнителем его воли.

Примерно так и произошло. Силаев чуть больше года возглавлял первое российское реформаторское правительство, успехов никаких не снискал, но важную роль в переходный период выполнил, будучи чисто представительной фигурой без реальной власти. Когда дело дошло до реального перехвата власти у центра, Ельцин выдвинул в правительство Бурбулиса и Гайдара. А Силаев в августе 1991 года, после провала ГКЧП, перешел на место оказавшегося в тюрьме Валентина Павлова. Но всего на четыре месяца.

После роспуска СССР его отправили представителем в Брюссель. Но карьера,

по сути, завершилась. Он прожил еще тридцать лет, но какой-либо роли не играл.

От ельцинской семьи Силаев был далек, к олигархическим группам никаким не

пристал, возглавлял различные общественные организации.

Иван Силаев был хорошим советским министром. Продолжайся жизнь прежним чередом, он мог бы руководить ведомством очень долго. Но ему не повезло – пришел Горбачев, наступила перестройка.

Официальный визит в США президента СССР М.С.Горбачева. Президенты СССР и США М.С.Горбачев и Дж.Буш во время подписания советско-американских документов. Юрий Абрамочкин/РИА Новости

Силаева вроде бы и вознесло наверх, но ненадолго. Талантливый авиационный инженер явно оказался не на своем месте. Наступило время политиков или политиканов, а он не являлся ни тем, ни другим. Год он изображал реформатора, не будучи им ни в коей мере, вынужденный подстраиваться под случайных людей и демагогов, которые тогда задавали тон.

Шойгу и Путин в 2002 году. Фото пресс-службы Президента России

 Но кое-какую лепту Силаев внес -

он активно продвигал Сергея Шойгу, на тот момент никому неизвестного строителя

из Сибири. Трижды Силаев выдвигал его на ответственные посты, в конце концов

поставив его руководить Российским корпусом спасателей.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

силаев силаева правительства 160 ссср ельцин ведомство правительство