Поправки в «венецианском зеркале». Эксперт — о предстоящем голосовании

Поправки в «венецианском зеркале». Эксперт — о предстоящем голосовании
фото показано с aif.ru

2020-6-18 20:41

Предстоящее голосование по поправкам к Конституции — сегодня тема номер один. Ведь этот вопрос касается каждого без исключения.

Вопрос поправок к Конституции Российской Федерации интересует многих. О предстоящем общероссийском голосовании и приоритете российской Конституции над решениями ЕСПЧ рассуждает известный эксперт-конституционалист, доктор юридических наук, профессор, экс-председатель Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации Алексей Автономов.В государствах-членах Совета Европы решения ЕСПЧ не всегда рассматриваются как обязательные для исполнения. Так, в Германии Федеральный Конституционный суд ФРГ основывает свою правовую позицию на принципе приоритета национальной Конституции над решениями ЕСПЧ. Слушая дискуссии об обновлении Конституции, невольно задаёшься вопросом: а возможно ли в принципе существование основного закона в течение многих лет вообще без каких-либо изменений? Мировой опыт конституционализма свидетельствует, что такого не бывает: с течением времени в любую конституцию вносятся изменения. Как отмечалось в Докладе Венецианской комиссии о конституционных поправках, одобренном Венецианской комиссией на 81 пленарном заседании 11-12 декабря 2009 года, «даже вполне фундаментальное изменение конституции необходимо для того, чтобы улучшить демократическое управление или приспособиться к политическим, экономическим и социальным преобразованиям».Но, допустим, это сказано о конституциях вообще. А нужно ли вносить поправки в нашу Конституцию 1993 года? О необходимости и желательности внесения поправок в Конституцию РФ неоднократно говорили многие эксперты на протяжении почти всего времени ее существования. Причем не только российские. Достаточно, стряхнув пыль с документов Венецианской комиссии начала 1990-х годов, прочесть тексты отзывов на проект базовой версии Конституции, чтобы убедиться: многие рекомендации, данные экспертами комиссии 27 лет назад, удивительным образом реализуются на текущем этапе конституционного развития. Это и оптимизация взаимодействия между Федеральным собранием, президентом, правительством и Конституционным судом, и баланс федеральных, региональных законов, актов местного самоуправления, и даже уточненное положение об иммунитете судей от уголовного преследования. Очевидно, что в современном мире не может оставаться вне конституционно-правового регулирования и вопрос поддержки и развития структур гражданского общества, на начало 1990-х годов находившихся еще в зачаточном состоянии. О волонтерском движении тогда мало кто говорил вообще (хотя я был соавтором законопроекта о добровольческой (волонтерской) деятельности, но тогда все отмахивались). Прошло почти 30 лет, и сейчас без добровольчества уже не обходятся. Жизнь не стоит на месте, и основной закон не должен отставать от нее. В публичном дискурсе вопрос изменения содержания Конституции тесно переплетен с темой легитимности общероссийского голосования. Для юриста вопрос уже исчерпан: Конституционный суд в своем решении от 16 марта 2020 года чётко установил соответствие процедуры принятия поправок к Конституции основному закону. Тем не менее были попытки оспаривания этого решения путем направления петиций в структуры Совета Европы с просьбой провести экспертизу поправок и процедуры их принятия в Венецианской комиссии. Между тем пытающиеся перевести этот спор на уровень международных инстанций, что называется, ломятся в открытую дверь. Еще в одобренном Венецианской комиссией Совета Европы 11-12 декабря 2009 г. докладе о конституционных поправках отмечено: «Легитимность конституционной поправки может быть усилена путем прямого участия народа в процедуре внесения поправок». Венецианская комиссия в том же докладе отметила, что всенародные голосования для принятия решения о конституционной поправке «проводятся в соответствии с установленным порядком и не используются в качестве инструмента для того, чтобы обойти парламентские процедуры или подорвать фундаментальные демократические принципы и основные права человека». Как известно, в России голосование по конституционным поправкам проводится после прохождения всех процедур в палатах Федерального собрания, в региональных парламентах, и здесь нет никаких противоречий.Проведение голосования о поправках согласуется и с иным документом Венецианской комиссии: Регламентом по проведению конституционных референдумов на национальном уровне, принятом 6-7 июля 2001 года. В нем сказано: «Конституционные референдумы проводятся для выявления общественного мнения и получения голосов отдельных членов общества, отвечающих на поставленный перед ними вопрос о необходимости частичного или полного пересмотра конституции единого государства... При этом данное мнение населения должно учитываться государством независимо от того, ставится ли государством перед обществом и его членами вопрос о необходимости проведения только частичных, фрагментарных конституционных изменений или выясняется актуальность принципиального пересмотра действующей конституции и конституционного законодательства в целом». Комитет ООН по правам человека, разъясняя положения Международного пакта о гражданских и политических правах, также отмечает: «Граждане также принимают непосредственное участие в ведении государственных дел, если они голосуют за изменение конституции своей страны или по другим государственным вопросам в рамках референдума или иной избирательной процедуры». Более сложным представляется вопрос о том, обеспечивает ли Россия соблюдение своих международных обязательств при принятии поправок. Ситуация подогревается тем, что в ходе оживленных дискуссий муссируется тезис о том, что поправки якобы устанавливают приоритет российского права над международным. Вопрос звучит иначе.В следующем году исполняется четверть века вступлению Российской Федерации в Совет Европы. За это время в ткань российского законодательства прочно вошли многие положения международных договоров в сфере защиты прав человека, общепризнанные принципы и нормы международного права. В России заработал эффективный механизм включения решений ЕСПЧ в российскую правовую систему. Но нужно время от времени проверять, какие обязательства считаются взятыми, а какие нет. Такая проверка не является пустой формальностью. Дело в том, что Европейский суд по правам человека в своих решениях не только толкует, но и развивает положения европейских конвенций, открывая новые, «подразумеваемые» права человека. И подчас делает это без оглядки на положение основных законов стран-участников, в т. ч. и России. По факту происходит постепенное расширение международных обязательств, добровольно не взятых на себя Россией в момент ратификации. Аналогичным образом обстоит дело и с решениями международных организаций, внутренние документы которых нередко создают обязательства, под которыми Россия не подписывалась.Классический пример: в 2013 году ЕСПЧ вынес решение по делу «Анчугов и Гладков против России». Два заключенных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, настаивали на своем праве голосовать на выборах. ЕСПЧ тогда счел, что отсутствие у заключенных права голоса является нарушением Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Но ограничение, лишающее избирательных прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, предусмотрено статьей 32 Конституции Российской Федерации. Естественно, такое решение не может и не должно быть выполнено.В целях устранения таких противоречий Конституционному суду еще в 2015 году было предоставлено право разрешать вопрос о возможности исполнения решений международных судов, если эти решения приняты в интерпретации, противоречащей Конституции. Понятно, что такая позиция вызывает как минимум настороженное отношение зарубежных коллег, что проявилось при рассмотрении вопроса в 2016 году в Венецианской комиссии. Предлагаемое закрепление нормы в Конституции порождает новую волну обсуждений. Но логика здесь железная: Конституция является основным законом страны, занимает главенствующее место в ее правовой системе.Кстати, и в государствах-членах Совета Европы решения ЕСПЧ не всегда рассматриваются как обязательные для исполнения. Так, в Федеративной Республике Германия Федеральный Конституционный суд ФРГ основывает свою правовую позицию на принципе приоритета национальной Конституции над решениями ЕСПЧ. В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии Верховный суд также поддерживает взвешенное отношение к вопросу об обязательности решений ЕСПЧ. Следование им признается возможным лишь в том случае, если они не противоречат основополагающим нормам национального права. Во всех случаях коллизий между Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и актами внутреннего права, обеспечивающими конституционный правопорядок в той или иной стране, речь идет не о противоречии между конвенцией как таковой и национальными конституциями, а о коллизии толкования ЕСПЧ положений конвенции по конкретному делу и положений национальных конституций. И представляется, что правовая система России не должна быть исключением.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

конституции еспч права венецианской человека международных комиссии поправок

конституции еспч → Результатов: 11 / конституции еспч - фото


Фото: aif.ru

Поправки в «венецианском зеркале». Эксперт – о предстоящем голосовании

Предстоящее голосование по поправкам в Конституцию – сегодня тема номер один. Ведь вопрос касается каждого без исключения. aif.ru »

2020-06-17 20:41

Конституционный суд постановил оставить Россию под юрисдикцией ЕСПЧ

Россия остается под юрисдикцией Страсбургского суда и не будет уклоняться от исполнения его решений, решил Конституционный суд России. На нынешнем заседании КС России решает, должна ли Россия исполнять все решения Европейского суда по правам человека. vz.ru »

2015-07-14 11:36

Фото: abnews.ru

Конституционный суд России признал необходимость исполнять решения ЕСПЧ - Но допустил возможность отступить от их исполнения при нарушении принципов российской Конституции

Конституционный суд России признал необходимость исполнять решения Европейского суда по правам человека.  Эту позицию КС озвучил на заседании во вторник. При этом в КС подчеркнули, что Россия может отступить от выполнения обязательств, если при их исполнении могут быть нарушены положения Конституции РФ. abnews.ru »

2015-07-14 11:29

Фото: Лента.Ру

Матвиенко выступила за приоритет Конституции над решениями ЕСПЧ

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что Россия может исполнять только не противоречащие российской Конституции решения Европейского суда по правам человека и других международных судов. Лента.Ру »

2015-07-07 13:59

Казуистика на 1,86 млрд евро

В среду Конституционный суд оказался в центре внимания новостных каналов: он благосклонно отнесся к идее переноса парламентских выборов, если делается это в «конституционно значимых целях». Но куда более важный вопрос, который рассматривали в Петербурге, касался отношений России и Европы, а точнее, Европейского суда по правам человека. polit.ru »

2015-07-02 20:30

Фото: novayagazeta.ru

В Кремле объявили о приоритете Конституции РФ перед решениями ЕСПЧ

Решения Европейского суда по правам человека в случае несоответствия Конституции РФ являются необязательными к исполнению, заявил представитель президента в Конституционном суде России Михаил Кротов... novayagazeta.ru »

2015-07-01 18:54

Минюст: Россия не обязана исполнять все решения ЕСПЧ

Россия не обязана исполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат Конституции, сообщила советник министра юстиции Мария Мельникова на заседании Конституционного суда в среду. «Россия не передавала никаким международным органам право влиять на внутренний правовой режим. vz.ru »

2015-07-01 14:38

Коллизия имени ЮКОСа

В июле прошлого года Европейский суд по правам человека вынес решение, согласно которому Россия должна выплатить всем бывшим акционерам компании ЮКОС 1,86 млрд евро в качестве компенсации и еще 300 тысяч евро в виде возмещения судебных издержек. polit.ru »

2015-06-16 14:09