От кружка до профессии. Педагоги рассказали, как выявлять способности детей

От кружка до профессии. Педагоги рассказали, как выявлять способности детей
фото показано с aif.ru

2023-10-26 13:02

Сегодня для детей действует 3 млн программ допобразования по всей стране — это кружки и секции, где они могут развивать свои способности. А в школах теперь появились уроки профориентации, которые тоже направлены на выявление интересов.

Сегодня для детей действует 3 млн программ допобразования по всей стране — это кружки и секции, где они могут развивать свои способности. А в школах теперь появились уроки профориентации, которые тоже направлены на выявление интересов. В пресс-центре «Московского комсомольца» состоялся брифинг на тему «Профориентация, дополнительное образование школьников, психологическая помощь родителям и детям».С 1 сентября 2023 года по четвергам во всех школах для школьников 6-11 классов проходят уроки по профориентации. Кроме этого, для ребят проводятся занятия в учреждениях дополнительного образования — там они могут более углублённо развить свои способности в конкретной области. Чтобы сделать выбор правильно, родителям и детям могут помочь школьные педагоги и психологи. В каком классе делать выбор?Сегодня среди специалистов ещё существует дискуссия, когда же всё-таки подросток в состоянии осознанно выбирать профессию? С какого класса можно разделять детей на профильные направления?«В современном мире люди поздно взрослеют, — считает методолог проекта "Билет в будущее", директор по исследованиям и разработке ООО "Профилум" Виталий Алтухов. — Осознание того, чем они хотят заниматься, зачастую приходит даже не к концу школы, а после завершения профессионального образования. Однако в школе разделение на профили проходит в 7-8 классах, когда появляется понимание о мире и о том, что я хочу делать в этом мире. Поэтому средняя школа — это очень благодатное направление для профориентации, а для разделения на профессиональные направления подходит возраст старшей школы. Важно определиться после 9 класса, когда происходит выбор уровня образования — колледж или вуз». Что способствует раннему самоопределению? «Родители очень сильно влияют на выбор детей, — говорит заместитель управляющего директора по операционной деятельности и партнерству Фонда гуманитарных проектов Лилия Зиборова. — Кто-то предлагает, руководствуясь информационным полем, что сейчас в тренде, другие — советуют свою профессию, думая, что все в ней знают и смогут помогать. Но родители не могут знать все о современных и востребованных профессиях. Им это и не нужно. Поэтому мы поводим и работу с семьями, чтобы рассказать им о профессиях, возможностях работы именно в регионе. Например, есть бесплатный онлайн курс "Родитель в теме", чтобы сориентироваться в множестве профессий. Он поможет понять как направить, а где нужно не мешать ребёнку сделать выбор». «В рамках единой модели профориентации и проекта "Билет в будущее" дети уже с 6 класса могут попробовать себя на площадках вузов, колледжей, предприятий в различных профессиях, — продолжает куратор профминимума Фонда гуманитарных проектов Анастасия Калугина. — Отзывы ребят очень позитивные. Причем и негативный опыт полезен, он дает вектор дальнейшего развития. Начиная с 8 класса, дети могут начать осваивать свою первую профессию в колледжах параллельно с учебой в школе и, выйдя из школы, получить не только аттестат, но и документ о профессии». Эксперты отмечают, что в последнее время работодатели очень охотно сотрудничают со школой в рамках профориентации. «В этом году у нас огромное количество заявок от предприятий на включение в профориентационную деятельность со школьниками, — говорит Зиборова. — Налицо конкуренция за мотивированные и квалифицированные кадры. Есть специальности, в которых нуждается страна. Но ребят нужно научить делать выбор осознанно. Никто не хочет, вложив средства в обучение специалиста, потерять студентов в колледже или вузе, а работодателю — сотрудника на производстве». Масштабная система допобразовнаияСегодня всё чаще говорят об индивидуальной траектории обучения, когда ребёнок может выбирать, каким предметам и областям знаний уделять больше внимания. «Такой подход зависит от ресурсов школы, — считает Алтухов. — И в этом плане школе сложно. Её задача — обеспечить базовую подготовку по всем предметам. Больше уделять внимания отдельным дисциплинам можно в профильных классах. Но там формат тоже жесткий. Задача индивидуального образования как раз решается через дополнительное образование. Там можно получать интересные навыки, компетенции, пробовать себя в разных сферах». Директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Оксана Гончарова напомнила, что системе допобразования уже исполнилось 105 лет. В советское время тоже все ходили в кружки, творческие объединения. Просто теперь направление приобретает новые формы. «Сейчас 18 млн детей занято в допобразовании, — говорит педагог. — Действует почти 3 млн программ. На первом месте направления, которые касаются таких сфер, как предпринимательство, финансовая грамотность, экология, защита природы, психология, волонтёрство, психология. Почти половина детей занимается этим в допобразовании. Следом идет художественное творчество и спорт — в них занимается примерно одинаковое количество детей. Следующая по популярности — техническая направленность, которая за последние годы сделала рывок от 4% до 20% занятых в ней детей. Дальше естественнонаучная направленность. На последнем месте — туристско-краеведческая, к сожалению, самая непопулярная среди детей». Не только в школеРеализуют программы допобразования как в обычных общеобразовательных школах (44 тыс.), так и домах творчества, вузах, частных организациях (89 тыс. только лицензированных). Есть программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. «За последние три года создано более миллиона оборудованных мест допобразования в регионах. Все это показывает доступность дополнительного образования в нашей стране», — подчёркивает Гончарова. Также государством поставлена задача, чтобы в каждой школе бы театр, хор, спортивный клуб, медиа центр. Ведь всё это не только развивает, но и воспитывает детей. В небольших школах в маленьких городках, сельской местности открываются «Точки роста» — это оборудованные пространства для занятий детей. Они были задуманы, чтобы возродить интерес к технологиям, инженерным профессиям. «Ребята с удовольствием ходят на занятия, — делится руководитель "Точки роста" школы в станице Зеленчугская Карачаево-Черкесии Юлия Капалкина. — Мы сами были удивлены, как детей заинтересовал дополнительный час профориентации. Были опасения, что многие будут отпрашиваться, уходить. Но такого не произошло. Например, мой класс заинтересовался самолётостроением, и ребята попросили подробнее рассказать про профессию. То есть дети сами предлагают, что им интересно. На программе "Билет в будущее" они узнают, что актуально и что еще только будет в плане профессий». Школьники очень любопытны. «Они сначала хотят попробовать всё, а потом быстро разбираются, чем хотят заниматься, — продолжает Капалкина. — Но решение может поменяться. Одни мой ученик собирался идти в медицину. Но в 11 классе попал в проект "Проектория", попал на трек ИТ и не смогу оттуда уйти. В итоге поступил на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ». Как узнать, какие кружки доступны в конкретном городе или сельской местности? «На "Госуслугах" родители могут получить информацию обо всём спектре программ в своём регионе, выбрать, записать ребёнка, в том числе с помощью социальных сертификатов», — уточняет Гончарова. Важная задача — подготовка кадров. Педагоги дополнительного образования — это не обязательно учителя, часто это отдельные преподаватели. Есть это специалист в какой-то области, который хочет заниматься с детьми, то сначала он должен пройти курсы повышения квалификации. Появился также новый профиль подготовки в вузах и колледжах — педагог дополнительного образования. Студенты педагогических вузов могут уже работать с детьми. Как сориентироваться, что именно подходит ребенку, чем ему заниматься, чтобы полнее развить свои способности?«Есть диагностики внутри модели профориентации. Дети могут посмотреть на среды, которые рекомендованы, это ориентир», — советует Лилия Зиборова. Эксперты рекомендуют также пробовать разные кружки и направления, чтобы определиться. Нужно пользоваться всеми эти возможностями и выбирать то, что подходит и изучать более глубоко. Зачем идти к психологу?Иногда детям могут помочь психологи в школах, чтобы понять, что им подходит. Но функции школьных психологов шире. Они не только сопровождают процесс обучения, но и помогают подросткам справиться с трудными, конфликтными ситуациями в отношениях со сверстниками, педагогами, родителями. «Часто специалисты сталкиваются с нежеланием работать с психологом, это может быть связано со стереотипами, особенностями подросткового возраста, — говорит руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ ФГБОУ ВО Московского государственного психолого-педагогического университета Ольга Ульянина. — Важно, предлагая ребёнку обратиться к психологу, идти не по пути негатива ("У тебя всё в учёбе плохо", "Ты не можешь сам разобраться в отношениях со сверстниками"), а через позитив ("У тебя есть возможность лучше понять себя", "Есть возможность реализовать себя, найти друзей"). Тогда ребёнок воспримет с интересом и готовностью встречу с психологом». Ульянина выделяет три группы проблем, с которым могут обращаться подростки: взаимодействие со сверстниками (буллинг, кибербуллинг), школьная успешность и перегрузки от занятий, высокие требования педагогов, ЕГЭ, а также всё, что связано с интернет-пространством и гаджетами. Кстати, правильный выбор занятий в области допобразования, профиля в школе зачастую помогает также справиться и с перечисленными проблемами.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

детей образования профориентации выбор школах допобразования школе школы

детей образования → Результатов: 126 / детей образования - фото


Фото: aif.ru

Собянин: московское образование справилось с вызовами 2020 года

В марте прошлого года в течение одной недели столичная система образования перешла в дистанционный режим обучения, который продлился до конца учебного года. aif.ru »

2021-03-09 16:30

Фото: vesti.ru

Открытие летних городских лагерей в Екатеринбурге перенесено на август

Детские городские лагеря в Екатеринбурге планируется открыть в августе. Об этом сообщили в департаменте образования. Начало их работы было перенесено из-за продления ограничений по коронавирусу. vesti.ru »

2020-07-24 20:57

Фото: polit.ru

«Ручное управление» школой и «вхождение в цифру»

Рост значения системы дополнительного образования, «вхождение школы в цифру» и сохранение «ручного управления» школой - главный редактор образовательного портала «МЕЛ» Никита Белоголовцев о важнейших событиях уходящего года и ожиданиях от 2018 года в сфере образования. polit.ru »

2018-01-05 08:57

Власти Иркутска опровергли сообщения о списке вредных книг для детей

В правительстве Иркутской области опровергли появление списка запрещенных книг для детей и изъятие их из региональных библиотек, сейчас выясняются причины появления подобной информации. Информация касалась Качугского отдела образования Иркутской области. vz.ru »

2015-03-27 08:20

«Ни от одной своей крупной идеи я не откажусь»

5 февраля Российский университет дружбы народов отмечает свое 55-летие. Он был основан 5 февраля 1960 года решением Правительства СССР. Сейчас в нем учатся студенты из 152-х стран. Публикуем вторую часть интервью с ректором РУДН, доктором физико-математических наук, председателем Высшей аттестационной комиссии, академиком РАО Владимиром Филипповым. polit.ru »

2015-02-04 19:33

На дошкольное образование потратят 10 млрд

Из бюджетных средств 85 субъектам России кабинет министров выделил крупную сумму, которая пойдет на образование детей от трех до семи лет. Соответствующие постановление опубликовано на официальном сайте правительства.

2015-02-04 10:28