Колонки: Иерей Димитрий Фетисов: Между неверием и фетишизмом

Колонки: Иерей Димитрий Фетисов: Между неверием и фетишизмом
фото показано с vz.ru

2016-1-18 20:00

Многие люди, искренне считающие себя православными, убеждены, что вся религиозная жизнь состоит из ежеквартальных поездок к Матронушке и употребления крещенской воды наряду с гомеопатическими средствами или, прости Господи, уринотерапией.

В народе бытует два прямо противоположных мнения относительно святой крещенской воды, иначе именуемой (на греческий манер) агиасмой.

Некоторые, в духе, навеянном протестантизмом, полагают, что великое освящение воды дикое суеверие, которому нет основания в Библии.

Другие же, и их большинство, считают, что святая крещенская вода, обладая чудодейственной силой, набранная в нужном количестве, способна подзаряжать ее счастливого обладателя «энергетикой» круглый год, независимо от его нравственного состояния и, что самое абсурдное, желания богообщения.

Поэтому, считают вторые, нужно раз в год сходить в церковь и, с ворчаньем отстояв длиннющую очередь (у нас в храме в первые четыре часа раздают около 1520 тонн воды), пропустив всю праздничную службу, наполнить заветную канистру огромных размеров и на этом считать свой религиозный долг выполненным вплоть до времени освящения куличей и яиц перед Пасхой.

Конечно, неправы и те и другие, а истина, как это часто бывает посередине между протестантским неверием и псевдоправославным обрядоверием фетишизмом.

Главная проблема у нас все же не в неверии, а в обрядоверии (фото: Виктор Драчев/ТАСС)

Библия утверждает принципиальную возможность причастности материи к божественной благодати: «место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5) говорит Бог Моисею во время его призвания у неопалимой купины и велит ему в знак благоговения снять обувь.

Конечно, Моисей мог и не согласиться, ответив Богу в протестантском духе: «Зачем, Господи, этот ненужный символизм? Я и в сандалиях могу с тобой поговорить». Но тогда бы он уже не был Моисеем.

Многие, наверное, помнят библейский сюжет вознесения пророка Илии на огненной колеснице. Этому событию предшествовала беседа Илии с его учеником Елисеем, в которой последнему будет дано обещание, что благодать, которая пребывала на учителе, перейдет на ученика вдвойне, если тот увидит, как Илия будет взят от него.

И вот Илия возносится на огненной колеснице, а Елисей кричит ему вслед: «отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Царств 2:12). Кстати, здесь Елисей использует слово «отец» в духовном смысле, так как доподлинно известно, что Илия не был его отцом по плоти.

Это опровергает однобокое толкование протестантами запрета Спасителя (Мф. 23:9), повелевающее, как они неправильно считают, называть кого-либо отцом в духовном смысле этого слова.

После вознесения пророка Илии к ногам Елисея падает милоть верхняя одежда учителя. Елисей берет эту одежду и, призывая Бога Илии, ударяет ей по водам Иордана, и они расступаются, чтобы пророк перешел по сухому дну.

Благоговейное отношение Елисея к верхней одежде своего учителя и тем более ее использование в чуде расступления вод очень хорошо иллюстрирует тезис о том, что материи может быть причастна благодать.

Здесь, конечно, важно отметить, что когда Елисей ударял милотью по водам, то он призывал Бога. То есть милоть не была для него неким фетишем волшебной палочкой, обладающей самостоятельной властью.

Самый же яркий библейский пример того, что Божия благодать может почивать на вещах материальных, включая останки святых людей мощи, связан с той же личностью пророка Елисея. В 4-й Книге Царств, в 13-й главе, повествуется о том, как благодать, почивающая на останках этого святого, воскресила покойника, прикоснувшегося к ним.

Впрочем, главная проблема у нас все же не в неверии, а в обрядоверии и в излишне фанатичном почитании таких святынь, как святые мощи и, пожалуй, крещенская вода.

Очень многие люди, искренне считающие себя православными, убеждены, что вся религиозная жизнь состоит из ежеквартальных поездок «к Матронушке» и употребления крещенской воды наряду с гомеопатическими средствами или, прости Господи, уринотерапией.

Стоя в очереди за святой водой, важно не забывать, что святыни это не цель, но средство.

Почитание святых состоит прежде всего в подражании им, а крещенская вода, принятая с благоговейным обращением к Богу, может помочь нам не только утихомирить головную боль (что тоже возможно по вере), но и, что самое главное, измениться нравственно и приблизиться к Богу Источнику этого чуда.

Теги:

религия, церковь, РПЦ, вера

Закладки:.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

воды елисей благодать илии отец господи пророка богу