«Елизавета»: ложь как двигатель сюжета. Зачем уродовать историю России?

«Елизавета»: ложь как двигатель сюжета. Зачем уродовать историю России?
фото показано с aif.ru

2022-8-31 00:13

Сериал «Елизавета» сравнивают с фильмом «Гардемарины, вперёд!». И совершенно напрасно. Там выдумка дополняла реальную историю. Здесь выдумка и ложь заменяют собой исторические факты.

Сериал «Елизавета», который телеканал «Россия» планировал запустить ещё в марте, наконец-то вышел на телеэкраны.«Елизавета» открывает очередную главу цикла «История любви. История России». И буквально первые же кадры ярко продемонстрировали — на этот раз центр тяжести круто смещён. Нам показывают только и исключительно историю любви. История России в данном случае — нелюбимое дитя, а то и вовсе подкидыш, с которым можно не церемониться. А если надо, то и поступить с этим подкидышем в стиле воспетых Виктором Гюго компрачикос — воров и скупщиков детей, которые умышленно уродовали малышей, а потом перепродавали как шутов, акробатов или певцов-кастратов.Создатели сериала «Елизавета» с историей России поступают именно так. Охотно допускаю, что не по злобе. Найти хороший двигатель сюжета, не противоречащий историческим фактам — задача очень сложная и дорогая. Гораздо проще действовать по лекалам «эффективных менеджеров». Товар-деньги-товар, рынок, конкуренция, просмотры, лайки, трафик... Качество? Нет, не слышали. А зачем оно? Пипл и так хавает, обойдёмся без вашего умничанья.И потому в поисках двигателя сюжета принесли в жертву историю России. Пружиной сериала, повествующего о молодых годах Елизаветы, стало завещание её отца, императора Петра I. «Император, умирая, подписывает завещание в пользу дочери, но документ тайно похищают, и он исчезает с лица земли. Эта версия научно не доказана, но и не опровергнута», — заявляют создатели фильма.На самом деле это не версия, а байка. И она опровергнута не раз и не два. Но зачем об этом думать? Пусть будет завещание в пользу Елизаветы. Пусть оно станет яблоком раздора между Екатериной и Елизаветой — матерью и дочерью. Пусть мать, ставшая с помощью переворота императрицей, лупит дочь по сусалам и рычит: «Сама хотела царствовать? Не доросла ещё! Завещание, ну?»А коль скоро главной пружиной действия можно сделать явную ложь, то и дальше всё развивается по принципу «сгорел сарай, гори и хата!» Исторические реалии попросту уродуют, либо подгоняя под некий «авторский замысел», либо вообще от балды — так, чтоб было веселее, красивее или отвечало представлениям обывателя о XVIII столетии. На выходе имеем следующее.В кино:15-летняя Елизавета носится по дюнам в окружении неких «пажей», каждый из которых готов обнажить шпагу для защиты чести своей дамы.В реальности:Не бывает. Пажи полагались только и исключительно правящей государыне. И это были мальчики 8-14 лет.Возможный мотив создателей:Но мы же снимаем про любовь! Значит, во-первых, пусть «пажи» будут, а во-вторых, пусть это будут половозрелые жеребцы.В кино:Тихий и трепетный голштинский принц Карл Фридрих знакомится с дочерьми русского императора. И очаровывается младшей из сестёр, озорной шалуньей Елизаветой, которая облачилась в мужской костюм.В реальности:Все было иначе. Карлу-Фридриху понравилась как раз старшая из сестёр — Анна. И его восхищение вовсе не было тихим и трепетным: «Его высочество, когда много уже было выпито, приказал подать самый большой бокал, наполнил его доверху и предложил тост за здоровье старшей императорской принцессы Анны, а чтобы тост этот шёл живее, он приказал у большого бокала отбить ножку, отчего его нельзя было выпустить из рук, не выпив дочиста...» А что Елизавета? А ей в тот момент было всего лишь 11 лет, и она не могла не то что самовольно надеть мужское платье, но и отойти от мамок-нянек.Возможный мотив создателей:Повторяем — мы снимаем про любовь. Значит, пусть в кадре будет оторва-Елизавета. А её старшая сестра пусть сделает выражение лица из серии: «Ах, Лизка-змеища, жениха увести хочет!»В кино:Медик Иоганн Лесток пользует пострадавшего в поединке, приговаривая: «Мой отец был мушкетёром при дворе Людовика XIII, я не выдам царю Петру раненого на дуэли».В реальности:Отец Лестока никогда не служил при французском дворе — он был лекарем у герцога Люнебургского. К тому же конкретно в тот момент сам Лесток никак не мог находиться в окрестностях Петербурга. Потому что сидел под стражей в Казани. В ссылку его отправил Пётр I — за то, что Лесток разом обольстил и жену, и нескольких дочерей придворного шута Яна Лакосты.Возможный мотив создателей:Самое успешное кино про Елизавету — «Гардемарины, вперёд!». После него наш зритель привык, что Елизавета и её лейб-медик Лесток вроде Ленина и партии — говорим одно, подразумеваем другое. Так что не будем обманывать ожиданий почтеннейшей публики и покажем Лестока сразу. Ну а до кучи ещё и напомним про мушкетёров — с ними веселее.В кино:Александр Меншиков дерёт глотку на плацу, агитируя рядовых и младших офицеров Преображенского полка выступить в поддержку вдовы императора Петра I Екатерины и помочь ей занять престол: «Кампанию Персидскую помните? А Прут? А кто всегда с государем рядом был? Кто походные беды делил с царём? Супружница его, Екатерина Алексеевна! Брюхатая шла, огня не боялась!»В реальности:Полуправда. И в Персидском походе, и во многих других делах Екатерина была вместе с Петром, невзирая ни на что. И даже «шла брюхатая». Будучи на седьмом месяце, Екатерина в 1711 году вместе с Петром угодила в «котёл» — русскую армию прижали к реке Прут. Нервное потрясение матери убило ребёнка — он родился мёртвым.Однако на плацу Меншиков не орал. Зачем распинаться перед солдатнёй, когда можно заранее заручиться поддержкой преображенских командиров? Именно так и поступил Александр Данилович — загодя занёс «отцам-командирам» весьма солидные суммы, попросту купив гвардию на корню. Такие штучки ему были не впервой — в Европе он устраивал дела и похлеще, успев проявить себя и удивительно хладнокровным шпионом, и умным, прозорливым политиком. Возможный мотив создателей:Наш зритель привык, что Алексашка Меншиков не столько умён, сколько хитёр, как и положено бывшему московскому базарному горлопану и торговцу пирогами. Вот пусть и здесь он ведёт себя соответствующим образом...Продолжать можно бесконечно — начав уродовать историю и подгонять её под некий «авторский замысел», очень легко войти во вкус. И оправдаться: «Ну, мы же снимали приключенческое кино!». Более того, у создателей сериала нашлись заступники, которые предсказуемо ссылаются на фильм «Гардемарины, вперёд!». Дескать, там тоже было всё не слава богу: «Историческая реальность служила фоном, исторические факты первостепенного значения не имели, а реальные герои гонялись за выдуманными». И садятся в лужу. Потому что как раз-таки вся драматургия «Гардемаринов» строилась на вполне реальных исторических фактах. Да, ни Лёшки Корсака, ни Александра Белова, ни де Брильи, ни даже Василия Лядащева не существовало в природе. А вот «бабий заговор» был. И инициировал его расследование действительно курляндец Бергер. И Анну Гавриловну Бестужеву секли кнутом и, урезав язык, сослали в Сибирь. И Лесток по-настоящему враждовал с вице-канцлером Бестужевым. Словом, всё честь по чести. Выдумка не подменяет собой историю, а дополняет её. Сериал «Елизавета» пока что демонстрирует строго обратное.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

елизавета кино россии лесток создателей завещание возможный мотив

елизавета кино → Результатов: 1 / елизавета кино - фото


Фото: vesti.ru

Елизавета Туктамышева хочет сниматься в кино

Российская фигуристка Елизавета Туктамышева заявила, что хотела попробовать свои силы в кино. Елизавета считает, что у нее получилось бы сыграть роль в комедии. vesti.ru »

2020-04-26 18:22