Учеба как штучный товар. В вузах внедряют индивидуализацию образования

Учеба как штучный товар. В вузах внедряют индивидуализацию образования
фото показано с aif.ru

2022-9-8 15:45

Разговор о перспективах отечественного высшего образования в России.

О перспективах отечественного высшего образования aif.ru поговорил с председателям правления Консорциума Индивидуальных образовательных траекторий в вузах Владимиром Рахтеенко:— За последние 10-15 лет наши вузы были в основном ориентированы на западный подход к устройству процесса образования. Но сейчас пришло время посмотреть на свои собственные интересы — отменить не прижившиеся правила, выйти из ограничивающих моделей. Нам предстоит выстроить свои взаимодействия с международным научным сообществом, не подстраиваясь под запад или восток, а реализовывать свою суверенную повестку во всем многообразии необходимых подходов к обучению студентов, чтобы раскрыть их потенциал.Критика в отношении высшего образования со стороны общества высока, и постепенно накал ее усиливается. При этом в ведущих вузах страны представлен неплохой набор образовательных возможностей, улучшается преподавательский состав, отрабатываются новые технологии. И победит тот, кто сумеет соединить умение качественно преподавать разнообразные новые дисциплины с фундаментальными знаниями, глубокие научные исследования и оперативные (а подчас и сиюминутные) запросы бизнеса.— За два года пандемии вузы и студенты привыкли к онлайн-образованию. Вроде уже необходимость прошла, а не все вузы спешат вернуть студентов в аудитории. Нужно ли очное обучение?— Мое однозначное мнение — да. Есть такой проверочный вопрос: «Хотите ли вы попасть в руки к хирургу, который учился онлайн?» Ответ очевиден. А с ним очевидно и то, насколько необходимо «живое» общение студентов и преподавателей. Онлайн уже очертил свои границы применимости и целесообразности, да — есть варианты, когда он незаменим. Но эти границы не стоит раздвигать.— Стандарты образования меняются. Нас пытались втиснуть в западные, теперь в восточные, а отечественные-то чем хуже?— Не соглашусь. Конечно, мы импортировали какие-то чужие идеи, но всегда базировались на отечественной высшей школе. Да, наше образование было построено в Советское время, в индустриальную эпоху и, безусловно, должно было подстраиваться под современность, под текущие вызовы. Попытались встроиться в западную схему, пресловутую Болонскую систему. Но, замечу, полностью от специалитета не ушли, хотя частично сумели внедрить принятые там бакалавриат+магистратура. А мое личное мнение по этой непрекращающейся в экспертном сообществе дискуссии: зачем жестко выбирать что-то одно? Хороший университет должен совмещать несколько стандартов образований, предлагая разные формы обучения и разные подходы. Современный мир — сложный, нелинейный. Он вынуждает идти в сторону командного подхода, группового действия. Для этого важно иметь не только узкоспециальные, но и фундаментальные знания. Сложение их. Получаемые в ходе обучения компетенции должны дать ему возможность комфортно и быстро вливаться в любой, самый сильный коллектив. Эти новые требования неминуемо и очень сильно меняют систему образования. И тут возникает потребность в сильных, талантливых педагогах. Потому что на гитаре можно научиться играть по самоучителю, но в этом случае ты никогда не станешь лауреатом международного конкурса. Тут нужна форма передачи знаний и опыта от преподавателя к ученику. Способы преподавания должны быть разные, педагоги должны конкурировать, обмениваться опытом и, самое главное, не стоять на месте. — В чем необходимость индивидуализации процесса обучения?— Я сам закончил физтех с красным дипломом, а потом — после 40 лет — пришлось осваивать гуманитарные науки, которые оказались мне нужны как руководителю. И в тот момент ощутил, я совершенно был бы не против, чтобы вот это изученное заново во взрослом возрасте было частью моего вузовского технического образования. Не надо делить студентов на технарей и гуманитариев — в течение профессиональной работы ему может понадобиться и то, и другое. Поэтому необходимо, чтобы студент имел возможность, грубо говоря, как в супермаркете, выбирать предметы для обучения, которые ему необходимы. Иметь возможность попробовать разное и остановиться на чем-то реально важном для него. Ведь не так просто в 18 лет сразу и точно определить, чем ты хочешь заниматься всю дальнейшую жизнь.Вот молодой человек сам себя определил как гуманитария. Но при этом — почему б не иметь возможность попробовать что-то чисто техническое. Попробовать и уйти. Или остаться, если понравилось. И тогда образовательный процесс начнет выстраиваться вокруг конкретных студентов. Не люди будут подстраиваться под программу, а она — под них. Это очень современный подход, который позволит получить на выходе профессионалов, влюбленных в свое дело. И тогда решится проблема, когда потраченные государством на обучение той или иной специальности деньги не дают рынку специалистов по тому профилю, в котором они учились. Человек получает диплом и потом уходит абсолютно в иную профессиональную область.— Вы сейчас совсем про какой-то авангард рассказываете... — Совсем нет! Индивидуальные образовательные траектории, возможность изменения направления подготовки или специальности — это реальность в нескольких наших ведущих вузах. Если в ТюмГУ — государственном вузе — пионере индивидуализации — так уже учатся абсолютно все студенты, и процесс переустройства занял около 6 лет, то в других вузах происходит постепенное внедрение ИОТ: передовики здесь УрФУ, НИЯУ МИФИ, ТИУ, с этого года частично перешли на новую систему САФУ, ЮФУ и НГУ. А в ИОТ-консорциум вузов входят также такие гранды, как Сеченовка и Томский госуниверситет. Процесс становления российской образовательной системы с подключением индивидуального подхода идёт по нарастающей.— Бывает, что человек и пришел по специальности, а работать не умеет. Потому что получил знание по программе, полностью оторванной от жизни... — Да, это огромная проблема. Более 70 процентов работодателей в опросах отмечают, что им приходиться «доучивать» вчерашних студентов.Но сложность ведь в том, что никто пока не готов ответить четко на вопрос: а что конкретно понадобится работодателю через 4-6 лет, прошедших от момента поступления абитуриента в вуз. На это должны ответить отраслевые сообщества, которые видят тренды хотя бы в перспективе первых мест работы выпускников профильных вузов. А вузам следует услышать этот ответ и дать возможность гибкого внедрения новых дисциплин в программы обучения. Плюс необходима кооперация и сетевое взаимодействие вузов по всей стране. Невозможно дать качественное образование, будучи зацикленным внутри себя.Ну и второе — необходимо встраивать в процесс обучения практику. И этот вызов государство четко видит. Вот, например, в этой логике уже построены современные перспективные инженерные школы. Хотя пока это — архисложность. Очень непросто встроить учебное расписание в реальный рабочий процесс предприятия. Сделать так, чтобы студент там был не экскурсантом, а участником рабочего процесса. Необходимо не только, чтобы студенты присутствовали в рабочих процессах реальных фирм, в производствах и офисах, но и плюс чтобы они предлагали и разрабатывали что-то новое сами. Именно потому так важны для обучающихся собственные проекты. Они должны выбирать их темы в соответствии со своими интересами, склонностями, и тут им в помощь наставник, — конвейер тут недопустим. Проект, который выбран душой и поддержан реальным запросом, и разрабатывать интереснее, и защищать легко. Начало трудовой жизни — это же и начало новых знаний, главное, не убить интерес к их получению ещё на первых курсах грустного старого вуза.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

образования возможность студентов обучения процесс вузах необходимо новые

образования возможность → Результатов: 12 / образования возможность - фото


Путин утвердил для инвалидов возможность бесплатного получения второго образования

Президент РФ также подписал закон о порядке обеспечения бесплатным питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья tass.ru »

2022-07-14 18:25

Возможность получения бесплатного второго высшего образования появится у жителей России

Со следующего года дополнительные привилегии получат те, кто мечтал о профессии, связанной с искусствами. Раньше жители России имели право на получение высшего образования на бюджетной основе только один раз. abnews.ru »

2021-11-07 20:36

Фото: gazeta.ru

В Госдуме предложили расширить возможность получения бесплатного высшего образования

Депутат Госдумы Евгений Федоров предложил дать право получения бесплатного второго или последующего высшего образования, если первое получено на коммерческой основе. Об этом сообщает RT со ссылкой на соответствующее письмо на имя главы ... gazeta.ru »

2020-11-26 08:37

В ГД предложили расширить возможность получения бесплатного высшего образования

Депутат Госдумы Евгений Федоров выступил за право получения бесплатного второго или последующего высшего образования, если первое было на коммерческой основе, пишет в четверг, 26 ноября, RT.

izvestia.ru »

2020-11-26 07:10

В ГД предложили расширить возможность получения бесплатного высшего образования

Депутат Госдумы Евгений Фёдоров предложил дать право получения бесплатного второго или последующего высшего образования, если первое получено на коммерческой основе. Копия письма на имя главы Минобрнауки Валерия Фалькова есть в распоряжении RT. Читать далее rt.com »

2020-11-26 06:00

Фото: aif.ru

Обучение трудом. Колледжи по всей стране открывают современные мастерски

Основная цель национального проекта «Образование» — обеспечение качественного образования на территории всей страны, в том числе за счет обновления среднего профессионального образования. aif.ru »

2020-10-26 01:10

Фото: vesti.ru

Оценки и экзамены: Ирина Абанкина об особенностях учебного года

Из-за пандемии коронавируса произошли некоторые изменения в системе образования и правилах выступления оценок в аттестатах. В этом учебном году оценки в аттестатах будут выставлены на основании годовых итоговых оценок, причем без ориентирования на ВПР – выпускные квалификационные работы. vesti.ru »

2020-06-19 11:38