Юбилей «шарашек»: академики и профессора, как интеллектуальные рабы

Юбилей «шарашек»: академики и профессора, как интеллектуальные рабы
фото показано с aif.ru

2020-5-15 00:15

Одну из первых шарашек устроили в Бутырской тюрьме. Она связана с именем Дмитрия Григоровича, создателя первого отечественного гидросамолета.

15 мая 1930 года был издан циркуляр, положивший начало созданию научно-технических тюрем под крышей НКВД. На тюремном жаргоне их называли шарашками. Здесь совершались научные прорывы.Одну из первых шарашек устроили в Бутырской тюрьме. Она связана с именем Дмитрия Григоровича, создателя первого отечественного гидросамолета. Выдающийся конструкор стал зеком в 1928 г. по обвинению во вредительстве. В 1930-х гг. по этой же статье в тюрьмах окажется череда заслуженных ученых, видных профессоров, выдающихся конструкторов. Так, авиаконструктор Андрей Туполев попал в заключение, будучи лауретом премии Ленина. Кроме вредительства Туполева обвинили в организации контрреволюционной деятельности, приговорив к 15 годам. «Кормить будут лучше»Когда в бутырской шарашке у Григоровича спросили, с кем из инженеров он хотел бы работать для достижения поставленной ему цели, ученый, не почувствовав подвоха, назвал ряд фамилий. Среди них были и те, кто находился на свободе. Этих людей тут же арестовали.Поэтому, когда такой же вопрос задали Туполеву, тот попросил дать ему список уже арестованных специалистов. И выбирал из него. В этом списке был Сергей Королев, с которым он прежде был знаком. Королев к тому моменту валил на Колыме лес. Когда будущего создателя спутников и основателя всей советской космической программы доставили в Москву, это был донельзя исхудавший человек с наполовину беззубым ртом: последствия цинги. Сам Туполев запомнился сокамерникам по шарашке, увидевшим его впервые, тем, что боялся расстаться с мешком, в котором был хлеб и несколько кусочков сахара. Разговоры о том, что кормить будут лучше, не действовали.Вместе с Туполевым Королев оказался в шарашке, расположенной в подмосковном Болшеве (окрестности современного г. Королева). Вот как описывал это место в своих воспоминаниях один из тамошних сидельцев: «Одноэтажный барак в обширном дворе, огороженном высоким дощатым забором и колючей проволокой. Над забором — вышки с часовыми. В тюрьме — заключённые, надзиратели, начальники. Во дворе — другое просторное здание. В нём — Особое техническое бюро при Наркомате внутренних дел СССР. В нём работаем мы, сотрудники-заключённые. Бюро делится на несколько групп, в каждой по 20-30 человек. Авиационная группа — А. Н. Туполева, подводного судостроения — А. Кассациора, надводного судостроения — Бжезинского, артиллерийская и т. д.».Историк и краевед Владимир Малых указывает, что к моменту перевода Туполева в Болшево там было собрано около 200 зеков, среди которых — 12 профессоров и докторов наук. Он же приводит неполный список ученых-узников Болшева: механик, бывший заместитель начальника ЦАГИ, член-корреспондент АН СССР А. И. Некрасов; лучший кораблестроитель того времени П. Г. Гоинкис; конструктор подводных лодок А. Кассациер; специалист по авиационному вооружению А. В. Надашкевич, по книгам которого учились в МАИ; изобретатель «ныряющего катера» В. Л. Бжезинский; конструктор самолётов БОК-15, которые предназначались для рекордных полётов вокруг земного шара, В. А. Чижевский; один из крупнейших технологов авиационной промышленности того времени А. С. Иванов; главный конструктор Харьковского авиационного КБ И. Г. Неман, который первый создал убирающиеся шасси; группа специалистов-судостроителей, в которую входил В. Л. Бродский, строитель крейсера «Киров», впоследствии налаживала производство подводных лодок в Северодвинске; металлург А. С. Точинский, автор брони для танков; строитель и испытатель подводных лодок на Тихоокеанском флоте С. К. Бондаревский. И это контингент лишь одной конкретной шарашки.В действительности шараги были раскиданы по всему СССР: они существовали в Казани, Смоленске, Сухуми, Красноярске и других городах. У каждой была своя специализация: ядерная физика, химическое оружие, создание боеприпасов, разработка бронетанковой техники и многое другое.Как правило, заключенный не мог ставить свою подпись на чертежах, ее заменял штамп с цифрами. У Туполева на штампе были цифры 0056. Собственно, и проектный номер конечного продукта определялся тюремной спецификой. В случае с Болшевом сыграла роль аббревиатура, закрепленная за этим объектом: специальный технический отдел (СТО) НКВД.Узникам шарашек за успешное выполнение заданий обещали свободу. Ту самую свободу, которую у них незаконно отняли. Обвинения во вредительстве и контрреволюционной деятельности, за которые осуждали на 10-15 лет лагерей, были ничем не подтверждены. Часто обвинения носили откровенно шизофренический характер. Например, ученого Льва Термена арестовали в 1939 г., поставив в вину то, что он готовил покушение на Сергея Кирова, который к тому моменту уже четыре года как был убит. Якобы Термен планировал убить Кирова в здании Исакиевского собора с помощью заминированного маятника Фуко.Ученого приговорили к восьми годам лагерей на золотых приисках в Магадане, откуда его в 1940 г. перевели в шарашку. Одним из направлений деятельности Термена была разработка совместно с Королевым беспилотных летательных аппаратов.Обещанную свободу, несмотря на успешное выполнение задачи, получали далеко не все. Обычно она доставалась руководителю проекта. Так, например, Андрей Туполев покинул тюрьму досрочно. А Лев Термен отбыл назначенный ему срок.Однако, даже выпустив «вредителя» на свободу, НКВД продолжал держать его на психологическом крючке. Приговор не отменялся. Над человеком висел дамоклов меч, он понимал, что позвонить в дверь могут каждую минуту.Шарашки сошли на нет после смерти Сталина. А их обитатели были реабилитированы.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

туполева свободу шарашек нквд конструктор лодок королев туполев

туполева свободу → Результатов: 1 / туполева свободу - фото


Фото: aif.ru

Гении или «вредители»? Как образовались и работали шарашки

Одну из первых шарашек устроили в Бутырской тюрьме. Она связана с именем Дмитрия Григоровича, создателя первого отечественного гидросамолета. aif.ru »

2020-05-15 00:15