Топи их всех. Как Германия открывала «Новый век пиратства» на море

Топи их всех. Как Германия открывала «Новый век пиратства» на море
фото показано с aif.ru

2022-2-1 00:06

«Неограниченная подводная война» не спасла Германию, а вот черную память о себе оставила.

1 февраля 1917 г. кайзер Вильгельм II подписал приказ о начале неограниченной подводной войны. Это было второе мероприятие подобного рода, объявленное Германией. Первую развязали 4 февраля 1915 г., чтобы устроить полную блокаду Британии.Дело «Лузитании»До этого в ходе Первой мировой войны действия подводных лодок регулировались Гаагской конвенцией 1907 г., которая требовала от военных кораблей сперва остановить подозрительное гражданское судно и досмотреть его. В случае обнаружения контрабанды (например, военных грузов) военный корабль имел право потопить «нарушителя конвенции», предварительно дав экипажу возможность занять свои места в шлюпках.В ответ на эти пока еще законные действия англичане начали строить суда-ловушки. Это были торговые пароходы с командой из военных моряков и замаскированными орудиями. Немало немецких подлодок погибли при попытках «джентльменского» досмотра судов-ловушек.Германия отказалась от неограниченной подводной войны, после того как 7 мая 1915 года лодкой U-20 был потоплен лайнер «Лузитания». Пароход был английским, но на нем плыло много американцев. Помимо 2 тыс. пассажиров (1198 погибли), на «Лузитании» находился груз взрывчатки и патронов, перевозить которые лайнер не имел права, но об этом стало известно через много лет после окончания Первой мировой войны.Дело было так: 7 мая 1915 г. подлодка U-20 возвращалась домой из не слишком результативного похода в район побережья Ирландии. Но в 2:20 пополудни ее командир капитан-лейтенант Вальтер Швигер сделал в корабельном журнале такую надпись:«Прямо перед нами я увидел четыре трубы и мачты пассажирского парохода, идущего под прямым углом к нашему курсу с зюйд-веста по направлению к Галли-Хед...3.10. Произвел торпедный выстрел с дистанции 700 метров. Нахожусь на глубине трех метров...... Отмечено попадание в районе тоннеля гребного вала под мостиком. Необычно сильная детонация, сопровождающаяся большими клубами дыма и обломками. Судя по всему, имел место второй взрыв. Судно замедлило ход и сильно накренилось на правый борт. Корма быстро погружается в воду. На борту царит паника. Спускают шлюпки. Отмечены неудачные попытки спуска на воду груженных людьми шлюпок. Шлюпки с левого борта не могут быть спущены из-за крена...»«Это было самое страшное зрелище, которое мне доводилось видеть, — рассказывал он друзьям после возвращения в Вильгельмсхафен. — Судно тонуло необычайно быстро. На палубах была страшная паника. Перепуганные люди беспомощно метались взад-вперед, некоторые прыгали за борт и пытались плыть к перевернутым шлюпкам. Зрелище было настолько ужасным, что я дал приказ погрузиться на 20 метров и уходить...»Война номер дваВ октябре U-20 села на мель у побережья Дании. Экипаж во главе со Швигером удалось спасти. Вскоре он получил новую субмарину U-88. Во время третьего похода она ввязалась в бой в надводном положении с британским кораблем-ловушкой «Стоункроп». Экипаж, включая ненавидимого всем миром Швигера, погиб. Вскоре после инцидента с «Лузитанией» президент США Вудро Вильсон пригрозил вступить в войну, если немцы не прекратят практику неограниченной подводной войны. Немцы от нее публично отреклись, но 1 февраля 1917 г. снова взялись за старое.Германским подлодкам было разрешено без предупреждения топить все гражданские суда вне зависимости от флага в зоне вокруг Британских островов, в Бискайском заливе и Средиземном море к востоку от Испании. Расчет германцев был прост: англичане к 1917 г. располагали торговым флотом тоннажем примерно 16 млн тонн. Из них 7 млн работали на армию и 9 млн были необходимы для жизни страны в течение года. Потеря половины тоннажа поставит Англию на грань катастрофы.Надо сказать, к этой черте немецкие подводники подвели британцев довольно быстро. Февраль 1917 — потоплено 781 500 тонн. Март — 885 000. Апрель — более миллиона. Топи — и концы в воду. Эти слова стали лозунгом многих немецких подводников.Пираты начала XX века«В апреле 1917 положение резко изменилось, — писал в книге "Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914-1918 гг." британский историк Эдвин Грей. — К союзникам присоединились Соединенные Штаты, а в мае первый охраняемый конвой благополучно пришел из Гибралтара в Англию. Эти два события предвещали конец деятельности немецких подводных лодок, хотя до этого было еще далеко. До того как Америка начала оказывать действенную помощь союзникам, а британское адмиралтейство сумело наладить движение конвоев, у немецких подводных лодок оставалось время для нанесения смертельных ударов....Последний день июля также стал свидетелем трагедии. Пауль Вагенфур на U-44 в 175 милях от острова Тори потопил без предупреждения 4765-тонный пароход "Бельгийский принц". Затем лодка всплыла, и Вагенфур приказал экипажу тонущего корабля, высадившемуся на спасательные шлюпки, подойти к субмарине. Капитан парохода был взят на борт в качестве военнопленного, остальным было велено перебраться на палубу лодки. Старший механик Томас Боумен, чудом оставшийся в живых, описал последующие события: "Немцы построили офицеров и матросов на палубе, тщательно обыскали, отобрали у большинства спасательные жилеты и выбросили за борт. При этом они постоянно оскорбляли нас. Затем немецкие матросы забрались в две спасательные шлюпки, выбросили за борт весла, запасы продуктов и воды, компасы, после чего повредили их".На третьей шлюпке немцы отправились осмотреть тонущий пароход в поисках добычи."После этого немцы бросили поврежденные спасательные шлюпки на произвол судьбы; субмарина отошла на две мили в сторону и остановилась. Около девяти часов вечера лодка погрузилась, оставив моряков барахтаться в воде без всяких средств спасения". Только три человека, среди которых был Боумен, остались в живых».В ходе Первой мировой войны британское судоходство потеряло от атак немецких подводных лодок 5708 судов общим тоннажем 6,7 млн брутто-регистровых тонн. За это время немецкий подводный флот потерял 202 подлодки, 515 офицеров и 4894 матроса. Погиб каждый третий подводник Германии.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

войны борт 1917 шлюпки немецких немцы спасательные первой

войны борт → Результатов: 2 / войны борт - фото


Фото: aif.ru

Шурави – душман – груз-200. Десять слов, которые пришли к нам из Афгана

Такие обыденные казалось бы слова как «Груз-200» или «борт» по отношению к самолету казалось, были всегда. Но их породила Афганская война. Как и более понятные по происхождению «Душман», «пуштунка»…. aif.ru »

2019-12-24 00:05

Фото: aif.ru

Шурави — душман — груз 200. Десять слов, которые пришли к нам из Афгана

Такие обыденные, казалось бы, слова как «груз 200» или «борт» по отношению к самолету, будто бы были всегда. Но их породила Афганская война. Как и более понятные по происхождению понятия «душман», «пуштунка»… aif.ru »

2019-12-24 00:05