Опасная защита. В каких случаях система ABS может привести к аварии

Опасная защита. В каких случаях система ABS может привести к аварии
фото показано с aif.ru

2020-2-4 20:13

Электронные помощники перешли из разряда элитарных опций в общедоступные. Считается, что с ними езда становится безопаснее. Однако иногда они могут и серьезно навредить.

Нередко водители, пересаживающиеся со старых машин на новые, при первом знакомстве с работой сложных систем безопасности приходят в недоумение. Автомобиль вмешивается в процесс движения. Это сначала настораживает, а потом расслабляет. Ведь все слышали, что на обледенелых трассах вероятность попасть в ДТП на машине с ABS заметно снижается. На скользком покрытии тормозной путь такого автомобиля может быть на 15% короче. Однако, в некоторых случаях излишне вольное обращение электроники с тормозами оборачивается неприятными сюрпризами. В мокрую погоду при температурах близких у нулю ABS «чудит».Страховой институт безопасности дорожного движения США (Insurance Institute for Highway Safety, IIHS) провел анализ дорожно-транспортных происшествий в межсезонье и выяснил, что автомобили с ABS при околонулевых температурах оказывались в ДТП на 65% чаще обычных. Так, на мокром покрытии с обледенелыми участками, система срабатывала раньше времени и распускала хватку тормозов, в то время как старые машины на заблокированных колесах, пробивались сквозь мокрую пленку воды и снега до асфальта и тормозили эффективнее. При торможении они просто «догоняли» старые машины и бились бамперами. Почему же хваленая электроника, призванная спасать жизни, работает настолько выборочно? Не тормозит, а едетНесмотря на всеобщее убеждение, электронная антиблокировочная система сделана совсем не для того, чтобы обеспечить лучшее сцепление покрышек с поверхностью скользкой дороги. ABS предназначена для борьбы с блокировкой колес и следующими за ней негативными последствиями, на фоне которых увеличение тормозного пути кажется самой безобидной неприятностью.К примеру, представим, что автомобиль без ABS движется по скользкой трассе. При небольших продавливаниях педали давление в гидравлической тормозной системе настолько возрастает, что в разы превышает силу трения холодной резины с поверхностью дороги. Шина может перестать цепляться, трение покоя переходит в трение скольжения. А так как передние колеса уже не крутятся и по сути превращаются в лыжи, то транспортное средство перестает слушаться руля.На таком неуправляемом автомобиле можно заехать куда угодно, если продолжать сильно давить на тормоз.Кроме того, заблокироваться может только одно колесо, в особенности на поверхностях с перемеными сцепными свойствами.Часто на зимних дорогах у правого края полосы лежит укатанный снег, а левая часть уже протаяла до асфальта. Если начать здесь активно тормозить, то левое переднее колесо схватится за твердую шершавую поверхность, а вот правое обязательно заскользит на укатанном снегу. В итоге, автомобиль получит разворачивающий момент и метнется влево, ближе к встречной полосе. Машина на полуобледенелой трассе рискует закрутиться волчком. И только от выдержки человека за рулем и от его водительских навыков зависит благополучный исход ситуации.Вот здесь и помогает ABS. Система «распускает возжи», снижает давление в гидравлике тормозов и позволяет колесам прокручиваться дальше, чтобы автомобиль не шел юзом и не крутился волчком, а направлял нос в безопасную сторону и мог объехать опасный участок. Поэтому главное назначение ABS вовсе не в сокращении тормозного пути, а в сохранении управляемости машины.Растормаживание колеса называется модуляцией и происходит короткими рывками, которые отчетливо ощущаются на педали тормоза.Принцип работы ABSABS состоит из электронного блока управления, гидравлических исполнительных механизмов и прибором измерения скорости вращения колес. Последний элемент определяет скорость с помощью датчиков, фиксирующих момент ротора в ступице колеса. Электроника улавливает электрические сигналы, рождающиеся в обмотке при вращении диска и распознает частоты вращения колес и разницу между показаниями четырех датчиков.Когда сигналы прерываются, значит колесо заблокировано и не движется. Электроника дает команду на разжимание колодок. Гидроблок открыает электромагнитный клапан для стравливания тормозной жидкости в отводную магистраль, снижая тем самым давление. Колесо начинает вращаться.Процесс торможения разбивается на циклы, которые и ощущаются, как подергивания и толчки на педали.Однако электроника не всегда способна адекватно отличать уровень промерзания поверхности и толщину верхнего снежного слоя. Если старый автомобиль без ABS мог проскрести его, как плугом и добраться до асфальта, то ABS первых поколений просто «распускали» тормоза и увеличивали путь до остановки. Ошибки электроникиСтарая электроника ошибалась не только на льду. Она реагировала даже на кочки на асфальте. При легком ударе в момент торможения колесо подпрыгивало и ослаблялосвязь с поверхностью. Блок управления понимал это как развитие скольжения и разжимал колодки. В итоге, даже на сухом покрытии автомобиль мог «поплыть», стрекоча ABS.Сейчас появились ABS нового поколения, которые гораздо эффективнее справляются с этими задачками, и уровень ошибок у них значительно снижен. Современные машины способны даже немного «плужить», имитируя блокировки колес и чуть-чуть зарываются в снежную кашу. Однако автомобилей со старыми системами все еще предотаточно на наших дорогах, как и машин без ABS.Поэтому при езде в снегопад необходимо учитывать особенности работы электроники, не доверяться слишком сильно бездушному «железу» и держаться подальше от впереди идущего транспорта.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

abs автомобиль колесо электроника однако колес машины система