Наутро. 11 марта

Наутро. 11 марта
фото показано с polit.ru

2015-3-12 09:19

Автомобильный рынок России сейчас переживает не лучшие времена. За ажиотажным спросом на автомобили, который всколыхнул рынок в конце прошлого года, пришелся полноценный кризис - за февраль продажи в этом сегменте сократились больше чем на треть.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подсчитала, что падение авторынка в России составило 37,9%. Причем такая тенденция наблюдается с самого начала 2015 года, то есть уже два месяца.

Подсчеты продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей, которые провела АЕБ, отражают ситуацию, согласно которой в январе и феврале текущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, показатели упали у подавляющего большинство автомобильных марок. Исключением стали корейская Hyunda (4%), которая до последнего сдерживала рост цен, китайская Haima (49%) и японская Isuzu (212%). Также в плюсе остались премиумные марки автомобилей: BMW (3%), Lexus (4%), Mercedes-Benz (18%) и Porsche (92%).

Сильнее всего сократились продажи испанского SEAT (-82%), который и так уже покинул российский рынок, японской Honda (-86%), почти всех французских марок: Peugeot (-81%), Opel (-82%), Citroen (-78%). Американские автомобильные марки Ford и Chevrolet тоже оказались в минусе: их продажи сократились на 70% и 71% соответственно.

Старший преподаватель кафедры развития бизнеса и менеджмента Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС, кандидат экономических наук Константин Бокшицкий считает, что такая ситуация затянется: «Падение прекратится когда-нибудь», - с уверенностью утверждает он, добавляя, что вечным оно явно не будет. «Как мы видели, ситуация на рынке в январе-феврале стала результатом избыточных покупок в конце года, когда люди спасали обесценивающиеся деньги», - говорит эксперт. По его словам, объемы закупленных автомобилей «впрок», оценить трудно, но по его предположениям, примерно в течение года острой необходимости в автомобилях не возникнет.

«Все, кто в 2015 году готов был купить автомобиль, уже сделали это в конце 2014. Поэтому предполагаю, что возможно еще март-апрель спрос будет падать, свалится до уровня 15-20% от показателей прошлого года и в этих 15-20% будем жить примерно до конца года», - считает Бокшицкий. «Поводов для покупки автомобиля сейчас нет никаких, то есть это никак не очевидное решение пойти сейчас к дилеру и купить новую машину. Будут доезжать на том, что есть», - рассуждает эксперт РАНХиГС, добавляя, что хочется надеяться, что хотя бы через год начнется оживление.

«Идея в том, что кризис, конечно, действительно серьезный и заметный, но люди продолжают жить и продолжают что-то покупать. Поэтому искренне надеюсь, что мы как-нибудь доживем сейчас этот год, а к концу года начнем постепенно оживать. И уже к следующему году будет чуть лучше, но это не значит, что будет так же, как было в 2013 или 2012 году. Мы еще не скоро вернемся к докризисным объемам продаж», - говорит Бокшицкий.

На вопрос о том, будут ли автодилеры уходить с рынка в том случае, если падение спроса продолжится и затянется на длительный срок, Константин Бокшицкий ответил, что это наиболее очевидный сценарий: «Мне трудно поверить, что все компании в этом бизнесе переживут этот кризис. Так никогда не было, в этом суть любого кризисного явления. Оно всегда бьет по наименее сильным компаниям. Слабые обязательно будут уходить, но это не значит, что уйдут все. Останутся те, кто смогут выжить и смогут изменить свой бизнес таким образом, чтобы в кризисных условиях нормально существовать».

Эксперт считает, что в таких условиях у предпринимателей появляются очень интересные стратегии: «Если ты перестаешь мечтать о том, что ты переживешь этот кризис, а можешь трезво, с цифрами, оценить свою способность и осознать, что ты гарантировано уйдешь, тогда у тебя появляются очень интересные стратегии по выходу из этого бизнеса. Худший из возможных вариантов - ты будешь жадничать, будешь держаться до последнего, будешь мечтать о том, что кризис закончится завтра, будешь влезать в долги, потом ты не сможешь их вернуть и начнешь обманывать своих партнеров. И в итоге ты выйдешь из кризиса, не только потеряв бизнес, а потеряв деловую репутацию, честь и достоинство. И я думаю, что такие выходы тоже будут», - уверен Константин Бокшицкий.

«Но если на сегодняшний день у нас есть возможность спрогнозировать будущее развитие экономики, которое, действительно, будет кризисным и тяжелым, мы можем формировать стратегии, которые не будут доводить нас до такого состояния. Мы можем просто понимать, что можно выбирать наиболее удобное время для выхода, когда можно продать кого-то из оставшихся клиентов, продать какой-то актив, когда можно уйти, не накопив бессмысленных долгов», - рассуждает Бокшицкий. Он уверен, что нет ничего страшного и стыдного в том, чтобы уйти из бизнеса или с рынка в период кризиса. «Страшно сделать это глупо, непрофессионально и с ущербом для своих партнеров», - заключает он.

Консультант департамента исследований автомобильного рынка консалтинговой компании Frost & Sullivan Анна Озделен напоминает, что на состояние российской экономики и спроса населения влияет целый ряд факторов: «В декабре 2014 года мы наблюдали увеличение продаж на 2,4% по сравнению с декабрем 2013 года. Подобное увеличение потребительской активности было связано с ожиданиями роста цен на автомобили в 2015 году», - напоминает она. Эксперт Frost & Sullivan уверена, что на сегодняшний день экономическая ситуация в России далека от стабильности. «Несмотря на соглашения, достигнутые в феврале в Минске по вопросам на Украине, кризис по-прежнему продолжается. Не затихают дискуссии относительно введения новых санкций против России. К тому же российская экономика значительно пострадала от падения цен на нефть», - отмечает Озделен.

«На продажи новых автомобилей в этом году влияет сокращение доходов населения, рост безработицы и инфляции в стране. Покупательская способность в России значительно сократилась, продажи 2015 года, согласно прогнозам, будут ниже аналогичных показателей в 2014 году», - констатирует консультант автомобильного рынка. По ее мнению, стабилизация на автомобильном рынке наступит тогда, когда разрешится геополитическая напряженность и стабилизируются цены на нефть. Предположительно, это произойдет не раньше 2016 года.

Однако прогноз о положении автодилеров в России, который дает Анна Озделен, отчасти оптимистичнее: «Мы уже стали свидетелями ухода с рынка автодилеров с региональных рынков. Мы ожидаем, что число официальных автодилеров сократится на 15%-18% в 2015 году», - предполагает она.

Прогноз, который делает эксперт по кредитным продуктам портала banki. ru Ирина Чебалова, тоже не очень радостный: «Эксперты предполагают, что при самом негативном сценарии падение продаж автомобилей в текущем году может составить до 50%. Основная причина спада автомобильного рынка, конечно же, увеличение цен на авто и ажиотаж конца 2014 года. Те, кто планировал купить автомобиль в 2015 году, поторопились приобрести его раньше. Также влияние оказало и повышение годовых ставок по автокредитным программам, которое произошло в результате увеличения Центробанком ключевой ставки. В России существенная часть автомобилей приобретается в кредит (в 2014 году этот показатель составил 37% от всех проданных автомобилей)», - рассуждает эксперт banki. ru.

Ирина Чебалова замечает, что автомобильный рынок и рынок автокредитования взаимозависимы: «Те, кто готов взять кредит по нынешним ставкам, может не решиться на этот шаг по причине подорожания самого авто. И наоборот - причиной отказа от покупки может послужить высокая годовая ставка по кредиту. Для большинства людей играют роль конечно оба фактора», - говорит она.

При этом, по ее словам, сейчас большая часть банков все же предоставляет автокредиты, хотя некоторые кредитные организации временно или уже окончательно отказались от услуги автокредитования. При этом есть и те, кто постепенно снижают годовые ставки, реагируя на решения Цетробанка по ключевой ставке, но таких совсем не много.

«На данный момент в качестве мер по поддержке автомобильного рынка Минпромторг рассматривает операционный лизинг и льготное автокредитование. Ни сроков реализации, ни формата проведения акций пока не было озвучено. Ранее льготное автокредитование не раз спасало автомобильный рынок от сильного падения. Суть программы заключалась в том, что государство компенсировало банку, выдавшему автокредит, 2/3 ставки рефинансирования. Тем самым итоговая переплата по кредиту для заемщика становилась значительно меньше», - резюмирует Чебалова.

.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

class рынка автомобилей россии бокшицкий эксперт 2014 рынок

class рынка → Результатов: 2 / class рынка - фото


Сверхдискретная мера

Центральный банк РФ может ввести дискретные аукционы на валютном рынке. Такая идея сейчас обсуждается Банком России и Московской биржей. В частности, речь идет о возможности влияния аукционов на валютные торги и техническая реализация такой меры. polit.ru »

2015-03-18 12:29

Правительство запустит программу по субсидированию ипотечной ставки

В правительстве приняли решение помочь ипотечному рынку и выделить из бюджета 20 млрд рублей на субсидирование процентных ставок банкам. Таким образом, стоимость ипотечного кредита для заемщиков составит 13% годовых, об этом сообщает «Коммерсантъ». polit.ru »

2015-02-03 03:26

Фото: polit.ru

Наутро. 29 января

Усугубление сложной экономической ситуации в России ведет к целому ряду негативных экономических последствий. Одно из них - рост безработицы по всей стране, о которой время говорят все больше. polit.ru »

2015-01-30 09:55