Наш ответ Западу: 2 марта в прокат вышла отечественная историческая драма «Нюрнберг»

Наш ответ Западу: 2 марта в прокат вышла отечественная историческая драма «Нюрнберг»
фото показано с bloknot.ru

2023-3-2 18:45

В годы «холодной войны» в США сформировался «миф о «Нюрнбергском моменте»», допускавший только одну версию событий в суде.

«Нюрнберг» -  пожалуй, самая ожидаемая отечественная картина начала 2023-го года. Режиссером исторической драмы выступил Николай Лебедев, известный зрителю по таким фильмам как «Легенда № 17» (2013) и «Экипаж» (2016). Фильм «Нюрнберг» переносит нас в 1945 год. Действие разворачивается спустя полгода после капитуляции Германии, когда начинается суд над нацистскими преступниками.

В немецком Нюрнберге приступает к  работе Международный военный трибунал. На суд над нацистами и их пособниками, который впоследствии назовут Процессом Века, со всего мира съезжается огромное количество людей: город переполнен журналистами, адвокатами, переводчиками, свидетелями, множеством участников и сотрудников процесса.

Прошедшему войну молодому переводчику Игорю Волгину (Сергей Кемпо) предстоит работать в составе советской делегации под руководством полковника Мигачева (Евгений Миронов). Однажды на улице Нюрнберга Волгин встречает русскую девушку Лену (Любовь Аксенова). Несмотря на все препятствия, между ними вспыхивают чувства, которым предстоит развиваться на фоне обострившегося после Победы советско-американского противостояния.

В основу сюжета фильма легла книга юриста, правоведа,, писателя

и историка Александра Звягинцева «На веки вечные». Сценаристом картины

также выступил Николай Лебедев, который прежде уже не раз являлся автором сценария

к собственным фильмам. Примечательно, что вкачестве

кандидатов в режиссеры рассматривались Константин Хабенский, Никита Михалков и даже

Оливер Стоун, однако, в конце концов, выбор продюсеров остановился на Николае Лебедеве.

История отечественной

драмы об участии советской стороны в Международном военном трибунале началась почти

пять лет назад. Проект фильма «Нюрнберг» был анонсирован еще в 2018 году тогдашним

министром культуры России Владимиром Мединским. Он заявил, что тема Нюрнбергского

процесса сейчас «приватизирована США», а потому необходимо снять российский фильм

на эту тему к 75-летию победы в войне. Продюсеры картины отмечали, что  главная ее задача — «популяризация объективного

исторического знания».

В 2019 году сценарий

фильма был серьезно изменен. Это, а также привлечение к работе иностранных актеров

и необходимость вести съемки за рубежом, привело к удорожанию проекта, в связи

с чем тогдашний председатель правительства Дмитрий Медведев одобрил выделение из

государственного резервного фонда дополнительных 200 миллионов рублей, что сделало

картину «Нюрнберг» одной из самых дорогих исторических драм на тему Второй мировой

войны (общий бюджет составил порядка 10 млн долларов). 

Съемки «Нюрнберга»

должны были начаться весной 2020 года в Чехии. Однако они были отложены из-за пандемии

коронавируса и начались только в апреле 2021 года в Праге, а в июне продолжились

на «Мосфильме». Премьера фильма была намечена на 2021 год, позже ее перенесли на

24 ноября 2022 года, а затем на 23 февраля 2023 года.  В итоге с приличным опозданием на экраны страны

фильм вышел только 2 марта текущего года.

Создатели картины отмечают,

что для съемок драмы на «Мосфильме» был в натуральную величину (330 квадратных метров)

воссоздан зал судебных заседаний нюрнбергского Дворца Правосудия, что позволило

воссоздать атмосферу международного процесса.

Однако для полноты

и непредвзятости восприятия фильма «Нюрнберг» зрителю понадобится вспомнить основные

исторические события Нюрнбергского процесса. Чтобы упростить эту задачу, мы собрали

для вас некоторые  факты, связанные с Международным

трибуналом. 

Что известно о Нюрнбергском процессе

Нюрнбергский процесс — первый и ключевой из серии судебных процессов над рядом

военных преступников нацистской Германии, проходивших во Дворце юстиции (правосудия)

города Нюрнберга после окончания Второй мировой войны, в 1945—1949 годах.

В ходе процесса, открывшегося

20 ноября 1945 года, перед беспрецедентным судебным органом — Международным военным

трибуналом (МВТ) из восьми судей, представлявших четыре страны антигитлеровской

коалиции, группе бывших руководителей нацистской Германии были предъявлены обвинения

в преступлениях.

Обвинительное заключение,

подготовленное командами прокуроров из США, Великобритании, СССР и Франции, содержало

четыре пункта: преступления против мира, преступления против человечности, нарушение

законов войны (военное преступление) и заговор с целью совершения данных преступных

действий.

В соответствии с Лондонским

соглашением Международный военный трибунал был сформирован на паритетных началах

из представителей четырех стран. Главным судьей был назначен представитель Великобритании

лорд Дж. Лоренс.

Работники Прокуратуры Союза

ССР, Прокуратур РСФСР, УССР и БССР провели огромную по своим масштабам работу по

разоблачению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных

ими территориях СССР. Высококвалифицированные прокуроры и следователи принимали

активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем

в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Главным обвинителем

от СССР выступил Роман Андреевич Руденко, занимавший в тот период пост прокурора

Украинской ССР.

Нюрнбергский процесс был

громким, его широко освещала советская и зарубежная пресса, некоторые заседания

транслировались по радио на всю страну. Процесс длился в Нюрнберге десять месяцев.

Всего было проведено 216 судебных слушаний. Каждая сторона представила доказательства

преступлений, совершенных нацистскими преступниками.

Из-за беспрецедентной тяжести

преступлений, совершенных подсудимыми, возникали сомнения — соблюдать ли по отношению

к ним демократические нормы судопроизводства. Например, представители обвинения

от Великобритании и США предлагали не давать подсудимым последнего слова. Однако

французская и советская стороны настояли на обратном.

Процесс проходил напряженно

не только в силу необычности самого трибунала и выдвинутых против подсудимых обвинений.

Сказывалось также послевоенное обострение отношений между СССР и Западом после известной

Фултонской речи Черчилля, и подсудимые, чувствуя сложившуюся политическую ситуацию,

умело тянули время и рассчитывали уйти от заслуженного наказания. В такой непростой

ситуации ключевую роль сыграли жесткие и профессиональные действия советского обвинения.

Нюрнбергский процесс в мировом

кинематографе

В годы «холодной войны» в США сформировался «миф о «Нюрнбергском моменте», допускавший только одну версию событий в суде. В данном мифе процесс в Нюрнберге был примером американского лидерства, в рамках которого американцы, отбросив желание мести, стремились дать нацистам справедливый суд и открыть новую эру — эру международного признания прав человека.

Примером работы с подобной

сюжетной линией стал художественный фильм «Нюрнбергский процесс» (1961), фокусировавшийся

в большей мере на последующих процессах. В 2000 году в США вышел мини-сериал в жанре

документальной драмы «Нюрнберг», основанный на книге Джозефа Персико и проводивший

ту же сюжетную линию: представители Франции и Великобритании были показаны во второстепенных

ролях, а советские юристы появлялись лишь эпизодически и были показаны грубыми,

жестокими и мстительными.

В декабре 2018 года министр

культуры РФ Владимир Мединский анонсировал съемки российского художественного фильма

«Нюрнберг»: по его словам, данная картина должна была стать ответом на присвоение

темы Нюрнбергского процесса США. Это положило начало работе над отечественной версией

событий в послевоенной Германии 1945 – 1946 годов.

Мы посетили премьеру фильма «Нюрнберг» и решили поделиться с вами нашими впечатлениями.

Наш

ответ Западу

Сразу же стоит

отметить, что создатели картины «Нюрнберг» предсказуемо сфокусировались на

вкладе советской делегации в Международный трибунал, однако при этом они не

стали делать антигероями представителей процесса от США, Франции или

Великобритании. Антагонистом в картине выступает Хельмут (Вольфранг Черни) –

бывший эсесовец, пытающийся с помощью единомышленников сорвать Нюрнбергский

процесс.

Таким образом,

«система координат» в картине следующая. Советская сторона как наиболее

пострадавшая от фашизма, находясь на американской территории, пытается добиться

справедливого (сурового) правосудия по отношению к высокопоставленным нацистам.

Сторона защиты ставит под сомнение агрессивный характер войны, которую

развязала Германия против СССР, пытаясь доказать, что СССР сам готовился к

нападению, а Германия лишь нанесла упреждающий удар.

Советский

прокурор Руденко (Сергей Безруков) должен не только доказать чудовищность

преступлений, совершенных Германией, но и убедить судей Международного

трибунала в том, что подсудимые несут полную ответственность за содеянное.

Справедливости

ради стоит отметить, что сам Нюрнбергский процесс не является главной сюжетной

линией картины «Нюрнберг». Все основные драматические перипетии, так или иначе,

связаны с судебным процессом, однако, все-таки сам процесс существует в картине

скорее как некий фон, на котором развивается линия советского переводчика Игоря

Волгина, который в отличие, например, от прокурора Руденко не влияет на сам

процесс, хотя косвенно в него и вовлечен.

На роль Игоря Волгина режиссер картины Николай Лебедев выбрал актера Сергея Кемпо, известного зрителю по фильму «Экипаж» (2016), в котором Андрей Кемпо сыграл одноименного бортпроводника Андрея. Кстати, фильм «Экипаж» снимал тоже Николай Лебедев, и у него, соответственно, уже был опыт работы с Кемпо.

Главной целью

Игоря Волгина является поиск родного брата, который, как выясняется, находится

где-то на американской территории. Знающий иностранные языки Игорь просит

отправить его в качестве переводчика в Нюрнберг, где он и планирует разыскать

своего брата. В Нюрнберге Игорь случайно знакомится с Леной (Любовь Аксенова),

которая при внешней симпатии отталкивает Игоря тем, что во время войны она,

будучи военнопленной, работала на немецком заводе. Игорь принципиален и не

допускает никаких компромиссов: если делал для немцев бомбы, значит, помогал

врагу. И точка.

Однако Лена

буквально преследует Игоря и предлагает ему свою помощь в поисках брата. Лена

оказывается не так проста, а сам Волгин теперь втянут в события, от исхода

которых зависит результат Нюрнбергского процесса. Между Леной и Игорем становятся

стеной не только обстоятельства, но и бывший эсесовец Хельмут, который не хочет

мириться с поражением Германии.

Значение

советской делегации в Нюрнбергском трибунале в одной из первых сцен определяет

майор Бабленков (Игорь Петренко), который прямо говорит, что «это мы на

трибунале настояли». А дальше Игорю Волгину приходится балансировать между

долгом, совестью и внезапно возникшими чувствами, чтобы найти брата, спасти

Лену и к тому же не позволить недобитому врагу соврать Нюрнбергский процесс.

Одну из главных

ролей, полковника Мигачева, в картине сыграл Евгений Миронов. Зритель уже

настолько привык к разноплановости и убедительности Евгения Миронова,

выступающего в разных актерских амплуа, что в «Нюрнберге» может неприятно удивиться

тому, что на этот раз персонаж Миронова выглядит слишком второстепенным и

каким-то, честно говоря, не особенно выразительным. Складывается ощущение, Что

Евгений Миронов сыграл «без огонька», как-то уж слишком «по-статистически».

Любимица миллионов

Любовь Аксенова, напротив, кажется куда более убедительной, чем обычно. И, если

ранее критики предъявляли Аксеновой обвинение в том, что она «говорит себе под

нос» (чем, кстати, обычно грешит и Саша Бортич), то теперь ее реплики звучат

более выразительно. Она уж точно «не зажевывает» текст и не вызывает желание

попросить повторить сказанную фразу на бис. Кажется, Аксенова растет как

актриса, а вкупе с природным обаянием, такая тенденция в будущем грозит ей еще

большим успехом.

Весьма неплохо справился со своей ролью и Кемпо, который хоть и напоминает внешне голливудского актера, остается при этом советским человеком со своей внутренней культурой и философией.

Что касается

общего ощущения от картины, то говорить об отечественных фильмах на военную

тематику всегда чрезвычайно трудно. Потому что с одной стороны выбранная

тематика в силу своей серьезности не позволяет иронизировать над

демонстрируемыми нам событиями. С другой стороны – давно известна истина: хуже

плохого фильма может быть только плохой фильм о войне. И в этом смысле

«Нюрнберг» определенно картина неплохая, однако на протяжении более чем

двухчасовой ленты не покидает ощущение, что фильму чего-то не хватает.

Да, «Нюрнберг» -

это, определенно, наш ответ Западу, это справедливая демонстрация того, что

СССР – не просто страна-победитель, но и страна, которая в результате войны

понесла самые чудовищные потери, которые не снились (в кошмарах) ни Франции, ни

Великобритании, ни США, ни даже проигравшей Германии.

Однако сюжетная

линия самого судебного процесса оказалась несколько скомканной. Не было должным

образом раскрыто и значение советского прокурора Руденко, а Сергей Безруков,

исполнивший эту роль, оказался очередным «статистом». Его линия получилась

недожатой. Руденко оказался вписан в историю фильма как незначительный элемент

главной сюжетной линии, но не более. В этом смысле те зрители, которые ожидали

увидеть фильм о напряженных слушаниях процесса, могут оказаться довольными лишь

отчасти.

Однако и те, кто

надеется на мощную любовную линию, тоже могут переоценить свои ожидания. Отношения

между Игорем и Леной не слишком пронзительны. По крайней мере, на экране, на

наш взгляд, их не удалось показать таковыми. Кроме этого, переводчику Игорю

Волгину как будто несколько не хватает сильной личной составляющей, отсутствие

которой влияет на содержание многих сцен.

Недостатки

картины обусловлены, на наш взгляд, тем, что создатели фильма постарались

собрать в одну историю все, что только могли, однако на все линии просто не

хватило экранного времени.

Тем не менее,

картину «Нюрнберг» нельзя назвать неудачной. В целом она выполняет свою задачу

и проливает свет на события Международного трибунала над главными нацистскими

преступниками в контексте участия СССР в этом процессе. «Нюрнберг» - это не

только осмысление нашей истории, но и напоминание, что таких событий, которые

предшествовали процессу, произойти в мире больше не должно.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

нюрнберг процесс однако фильма процесса сша картины войны

нюрнберг процесс → Результатов: 4 / нюрнберг процесс - фото


Фото: aif.ru

Один год после войны. Каким получился фильм «Нюрнберг»

В прокат выходит фильм Николая Лебедева «Нюрнберг» — военная драма о поисках советским офицером себя и пропавшего брата на фоне исторического суда над нацистскими преступниками. aif.ru »

2023-03-01 17:20

Фото: aif.ru

Режиссер Николай Лебедев: «Нюрнбергский процесс — это терапия человечества»

Режиссер Николай Лебедев рассказал aif.ru о работе над фильмом «Нюрнберг», о личном отношении к истории суда над нацистскими преступниками, о том, как война повлияла на его семью, и о работе с композитором Эдуардом Артемьевым. aif.ru »

2023-02-23 05:58