От Музен-Каца до Каца. История службы евреев в Русской императорской армии

От Музен-Каца до Каца. История службы евреев в Русской императорской армии
фото показано с aif.ru

2021-3-31 00:07

В Крымскую войну несколько солдат-евреев, служивших в русской армии, с криком «Шма Исраэль!» бросились на штыки, увлекая за собой штурмовую колонну.

Есть анекдот. Попал еврей служить на флот. Капитан знакомит его с экипажем:— Это мичман, это штурман, это лоцман, это боцман...— Да тут все свои! — говорит новичок. — Я Кацман.Что ж, до 31 марта 1856 г. такое было вполне возможно. А после — нет. В тот день последовало негласное распоряжение императора Александра II: рекрутов еврейской национальности на флот не брать. 10 мая подоспел и соответствующий закон. Вряд ли это довольно странное решение (в сухопутных войсках евреев оставили) было следствием только что проигранной Крымской войны, в результате которой Черноморский флот России перестал существовать. Примерно в то же время евреям запретили селиться в Полтавской и Черниговской губерниях, держать винокурни и торговать алкоголем.Терминатор Музен-КацИстория отношений еврейства и Русской императорской армии началась 26 августа 1827 г., когда император Николай I подписал указ о распространении воинской повинности на евреев. Правда, это не означает, что ранее евреи в русской армии не служили. Вот, например, что записано в истории Апшеронского полка времен Наполеоновских войн:«Справедливость требует, чтобы не умолчать здесь об отличном подвиге рядового Музен-Каца — гренадерского батальона роты капитана Морозова. Гренадер Музен-Кац, находясь в стрелках, в виноградном саду отрезан был от своих товарищей. Французский офицер с четырьмя рядовыми нападают на него. "Сдайся” (пардон)! — кричат ему со всех сторон. Но храбрый гренадер не хочет принимать их требования, надеясь управиться со всеми пятью. Первым выстрелом убивает он офицера. Четыре солдата с бешенством на него бросаются. Начинается рукопашный бой. Музен-Кац колет штыком и бьет прикладом. Все четыре супротивника его один за другим валятся бездыханно к его ногам. "Ура! — воскликнул Музен-Кац. — С нами Бог, злодеев нет!” — и покрытый шестью ранами возвратился к своей роте».Как же героический Музен-Кац попал в армию до императорского указа? Элементарно: еврей, отказавшийся от исповедания иудаизма и перешедший в православие, для русской военной бюрократии переставал быть евреем. «И татары, и евреи»Солдаты-евреи, оставшиеся верными религии предков, служили в армии в Крымскую войну. Около пяти сотен были убиты. По иронии судьбы, они пали при защите города, в котором тогда было запрещено проживать их единоверцам.Во время русско-турецких конфликтов наибольшее число евреев служило в 16-й и 30-й пехотных дивизиях. Во время сражения под Плевной несколько солдат-евреев с криком «Шма Исраэль!» бросились на штыки, увлекая за собой русскую штурмовую колонну. Русские при этом тоже орали начало этой молитвы на иврите, не понимая ее смысла. Так был взят один из важнейших плевненских редутов.Будущий военный министр генерал Куропаткин охарактеризовал боевые качества евреев-солдат в Русско-турецкой кампании 1877-78 гг., следующим образом: «И татары, и евреи умели и будут вперед уметь так же геройски драться и умирать, как и прочие русские солдаты».В 1858 г. евреев разрешили награждать теми же орденами, что и мусульман, то есть без изображения креста. В 1861 г. было разрешено производить евреев в унтер-офицеры. В 1867 г. право жительства по всей стране получили евреи, отслужившие в армии полный срок по рекрутским наборам. В 1897 году в русской армии служило 53 тыс. евреев при численности вооруженных сил чуть боле миллиона.Трумпельдор — машина войныКак поется в старой антисемитской песне, «в мире нет бойца смелей, чем напуганный еврей». Жизнь дантиста по образованию Иосифа Трумпельдора опровергает это.В 1902 г. его призвали в армию, служил под Киевом. После начала Русско-японской войны попросился на Дальний Восток добровольцем. Стал фельдшером 27-го Восточно-Сибирского полка, но добился перевода в полковую разведку. При обороне Порт-Артура Трумпельдор потерял левую руку, но отчаянного еврея это не остановило. «У меня осталась одна рука, но эта одна — правая. А потому, желая по-прежнему делить с товарищами боевую жизнь, прошу ходатайства Вашего благородия о выдаче мне шашки и револьвера», — писал он из госпиталя ротному командиру.Войну Иосиф Трумпельдор закончил с тремя «Георгиями» в японском плену. После возвращения в Россию ушел в отставку в первичном офицерском звании прапорщика, но на этом его военная карьера не закончилась. В 1911 г. Трумпельдор репатриировался в Палестину, где сформировал Еврейский легион в колониальных частях британской армии. Позднее создавал отряды самообороны для защиты от арабов. В бою с ними однорукий Иосиф Трумпельдор погиб весной 1920 г.Евреи против евреевВ 1914 г. в Российской империи жили более 5 млн евреев — 3% населения страны. В Первую мировую войну полмиллиона из них служили в армии. Им на полях сражений противостояли 275 тыс. австро-венгерских и 100 тыс. немецких евреев. 100 тыс. русских солдат-евреев погибли, более 200 тыс. были ранены.Сорок евреев стали полными Георгиевскими кавалерами, еще 3 тысячи имели меньшее количество крестов. Один из них — рядовой Кац, чей подвиг был запечатлен на нескольких лубочных картинках. Дело было в 1914 г., когда взвод русских солдат попал в засаду. Кац возглавил штыковую атаку, неприятель бежал. Один из лубков сопровождался виршами под стать изображению:«Он показал нам в подвиге своем
К родной Руси приверженность еврея.
Он сильного, наглейшего злодея
Самоотверженно отбрасывал штыком».Февральская революция 1917 года уравняла евреев в правах с остальными гражданами России. В юнкерские училища и школы прапорщиков стали принимать всех желающих без учета национальности и вероисповедания. Вскоре началась Гражданская война. Часть евреев в форме поддержала белых, часть — красных. Впрочем, это уже совсем другая история.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

евреев армии русской трумпельдор евреи музен-кац войну

евреев армии → Результатов: 1 / евреев армии - фото


Фото: vz.ru

Политика: Константин Развозов: Присвоение улице имени Шухевича оскорбляет память миллионов евреев

Мы не можем оставаться нейтральными тогда, когда разрушают памятники, оскверняют кладбище, допускают ревизию в отношении к нацизму, заявил газете ВЗГЛЯД депутат Кнессета парламента Израиля Константин Развозов. vz.ru »

2017-07-04 21:30