«Многие годы школа была «черным ящиком» / Можно ли изменить систему образования :: Кофейные заметки

2020-7-3 16:23

Мне кажется, что общество заслуживает ту школу, которую имеет. Одиннадцать лет с нашими детьми обращаются так и учат их так, как мы сами представляем общение и обучение. Странно было бы, если в семье ребенка, скажем, прессуют за успеваемость, а в школе — поддерживают и формируют толерантность к ошибкам.

Я верю, что ключ к изменению школы не в системных преобразованиях, которые генерирует (где?) министерство просвещения. Я верю, что это и не усилия по переоснащению школ, проведению гигабитных (да-да?) каналов связи. И даже очень-очень богатый регион не сможет качественно (ой ли?) изменить свою систему среднего образования, дело не в зарплатах учителей. Хотя все это, разумеется, очень важно. Дело в отношении общества к школе. Дело, в общем-то, в крайне потребительском и непрофессиональном восприятии задач обучения. Дело в недоверии к образованию как к феномену, меняющему судьбы. Проще говоря, большинству пофиг. Школа для них как прививка: неизбежно, больновато, внешне бессмысленно, но все делают и у нас же так принято.Почему так происходит? Из-за размытого понимания роли школы и недостатка культуры коммуникации с ней. Многие годы школа была «черным ящиком», я сам заканчивал такую. На вопросы «почему так?» ответ всегда был «положено». Он отбивал желание задавать вопросы. Десять лет нас гнали по непонятному маршруту в неизвестном нам направлении. Потом, когда в стране возникла теория «образовательной услуги», отношение к школе резко изменилось, школа стала похожа быть на ларек. Можно было покачать права, наорать, нахамить. Но партнерского диалога родителя и учителя так и не возникло. И не могло возникнуть: они сами до этого учились в школе и в вузе, где отношение к их образованию было непартнерским. Они только такое и видели.Культуре уважения к учителям и учебе был о неоткуда возникнуть. В нашей жизни слишком мало подтверждения важности хорошего учителя. Особенно в школе, где, как нам кажется, все под копирку и для галочки. Мы привыкли думать, что работа и доход — следствие удачи и связей. Что друзья, окружающие нас, это результат везения. Что «где родился — там и сгодился». Это не оставляет школе шансов меняться. Нет запроса, нет потребности, нет обратной связи. И ровно с таким же мироощущением приходят новые учителя. Замыкая этот круг. Повышая градус пофигизма через каждое занятие, каждую домашнюю работу. Ведь мы делаем так, как видели, что делают другие. Кстати, в этом суть обучения.Я это к чему? Ключ к действительно масштабным изменением системы образования — пропаганда. Тотальная, системная, мультиканальная пропаганда значимости обучения как такового. Разъяснение и постоянное выпячивание роли школы, роли учителя. Объяснение недопустимости профанации в обучении и методов его выявления. Длительное промывание мозгов в отношении роли семьи в обучении детей в школе. Рисование зависимости качественной учебы и качественной жизни, демонстрации историй успеха. Надо работать с целеполаганием и мотивацией. С нашим целеполаганием и мотивацией. Каждого из нас. Без этого мы будем еще сто лет менять учебники, прокладывать все более быстрые каналы связи и дорабатывать ЕГЭ.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

школе роли учителя школа обучения связи школы образования

школе роли → Результатов: 1 / школе роли - фото


Фото: Лента.Ру

Ректор ВШЭ рассказал о центральной роли воспитания в российской школе будущего

Через десять лет российский школьный учитель станет воспитателем в большей степени, чем он был даже в советской школе. Такой прогноз дал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его мнению, эта функция должна быть центральной у будущих педагогов, так как она сохранит ядро школы. Лента.Ру »

2017-06-02 15:20