Мнения: Наталья Холмогорова: Что делать, если снова она сама виновата?

Мнения: Наталья Холмогорова: Что делать, если снова она сама виновата?
фото показано с vz.ru

2015-10-7 11:40

Насильники остаются в тени, окруженные стыдливым молчанием. Все объяснения насилия сводятся к тому, чтобы избежать разговора. Либо девчонка сама виновата, а преступник ничего особенного не сделал.

В последний год в России прогремели одно за другим несколько скандальных и однотипных половых преступлений. Новосибирск, Псков, теперь и Москва: везде беспомощное состояние жертвы, групповое изнасилование, похвальба своим преступлением и полное непонимание со стороны насильников, «а че мы такого сделали».

Наивность (если можно так выразиться) преступников доходит до того, что они сами выкладывают в социальные сети свои «чистосердечные признания» и улики. И, как ни удивительно, у них находится множество добровольных адвокатов.

Из всех преступлений изнасилование, пожалуй, вызывает самую сильную и неоднозначную реакцию. Ни громкие убийства, ни коррупционные скандалы, ни теракты не порождают такого бурления в интернете, не становятся причиной таких страстных споров и столкновения полярных мнений.

Став свидетелями (а в наше время, благодаря соцсетям, изнасилование зачастую можно буквально увидеть), люди реагируют так эмоционально, словно в каждом из них это событие затрагивает какие-то интимные струны, болезненные или постыдные воспоминания.

Как правило, публика расходится по двум полюсам. На одном: «Звери! Нелюди! Как только земля носит?!» А на другом, мощным хором: «Да чего тут возмущаться? Девчонка сама виновата! Пришла в компанию парней, напилась, танцевала на столе. . . (нужное подчеркнуть) так чего она еще ждала?»

О порочной логике рассуждения «сама-дура-виновата» сказано уже немало горьких слов. Однако она столь распространена и живуча, что не грех поговорить об этом еще раз.

Насильники остаются в когнитивной тени, окруженные стыдливым молчанием (фото: YAY\ТАСС)

Мужчина, существо вроде бы активное (а в ситуации изнасилования активное вдвойне), разумное и обладающее свободной волей, в этой логике предстает слепой, пассивной природной силой, чем-то вроде стихийного бедствия.

Ответственность за его поведение возлагается на женщину, потому что сам он так выходит контролировать себя и управлять собой не способен. Стоит ему увидеть даму в беспомощном состоянии, как он теряет разум, волю и человеческий облик.

Затаскивать женщин в мужской туалет, сдирать с них одежду, «пускать по кругу», засовывать им во влагалище посторонние предметы, и т. д. и т. п. , вплоть до пыток и зверских убийств для мужчин так же естественно и нормально, как для грозы естественны гром и молния.

И, как грозу, их невозможно за это осуждать. Что ж поделать, если такова их природа?

Если довести эту логику до конца, выйдет, что все мужчины опасные маньяки и должны, просто по факту своей принадлежности к мужскому полу, с рождения и до смерти содержаться взаперти за крепкими решетками.

По всей видимости, это не так. Да и адепты теории «сама-дура-виновата» едва ли согласятся с таким выводом. Они не додумывают своей мысли до конца; их пристальное внимание к «облико морале», личной истории и поведению жертвы служит лишь одной, едва ли ясно осознаваемой цели отвлечь внимание от насильника.

Пока публика пристально вглядывается в пострадавшую женщину, копается в ее прошлом, рассматривает под микроскопом ее поведение в тот роковой вечер или ночь, ищет ее «грехи» и «промахи», разглагольствует о том, «как она могла бы этого избежать» второй и куда более активный участник (или участники) этой истории остается в какой-то слепой зоне.

Никто не интересуется его моральным обликом, его прошлым, взглядами, отношением к людям, тем, что привело его к такому финалу. Есть ли у него девушка или жена и если есть, как он обращается с ней? Как относится к своей матери, сестрам?

Что творится у него в семье? Какое отношение к сексу и к женщинам принято в его кругу? Какой извилистый путь привел его к мысли, что затащить девчонку в сортир и отыметь втроем над унитазом, не обращая внимания на ее крики и стоны «не надо!» это молодецкий подвиг?

Говоря об убийстве, мы не стесняемся исследовать личность и мотивы убийцы. Обсуждая коррупционный скандал, с удовольствием смакуем биографию проворовавшегося чиновника, его роскошные привычки, коллекции часов и бриллиантов.

Но насильники остаются в тени, окруженные стыдливым молчанием. Все «объяснения» насилия, при всей их видимой противоположности, сводятся к тому, чтобы избежать разговора о насильнике. Либо «девчонка сама виновата», а преступник «ничего особенного не сделал», так что и говорить не о чем.

Либо «он зверь и нелюдь», а значит, никакого отношения к нам, людям, не имеет, и единственный вопрос в том, как бы таких «зверей» пораньше выявлять и понадежнее изолировать.

Однако насильники не рождаются в ночь кровавой луны от демона и самки шакала. На лбу у них нет Печати Зверя. Они не опасные сумасшедшие, неспособные себя контролировать (иначе это проявилось бы гораздо раньше).

Далеко не все из них приезжие, чьи бесчинства можно свалить на культурные различия, или опустившиеся маргиналы. Как ни прискорбно, насильники такие же люди, как мы. Растут в таких же семьях, учатся в тех же школах и институтах, сидят в том же интернете.

Даже классическое объяснение-оправдание «да они напились/обдолбались и просто не понимали, что творят!» перестает работать, когда они снимают свои «подвиги» на видео и, уже протрезвев, хвастливо выкладывают их в соцсетях.

На эту деталь стоит обратить внимание это куда любопытнее, чем обсасывать, насколько пьяна была жертва насилия и каких предметов туалета на ней недоставало. Насильник не считает, что делает что-то плохое. Он настолько уверен в своей правоте, что даже не видит необходимости скрываться.

Как вскрылась история в МАДИ? Сами «герои» сняли сортирную оргию на видео и на следующий день попытались шантажировать свою «партнершу»-жертву этой видеозаписью. Она не поддалась на шантаж; тогда они выложили запись в группе МАДИ во «ВКонтакте» с оскорбительными для жертвы комментариями, пояснив, что таким способом. . . борются за женскую нравственность! Пусть, мол, это послужит уроком всем девушкам, которые напиваются в компаниях и ведут себя чересчур вольно такое может случиться с каждой!

Почти то же произошло в громкой новосибирской истории: парни толпой изнасиловали девушку, а затем выложили видео насилия в Сеть, решив таким способом «наказать» ее за неправильное, по их мнению, поведение.

За что «наказывали» жертву из Пскова неизвестно; но и в этом случае насильники гордились своим поступком и считали его законным поводом для хвастовства. . .

Как видим, нельзя сказать, что преступники не понимают, что делают. Возможно, алкоголь и наркотики «снимают тормоза»; но за изнасилованием, даже выглядящим как пьяный эксцесс, стоит определенное мировоззрение. Некая теневая мораль, искаженная и жуткая но, как видно, весьма распространенная и влиятельная.

В этой орочьей морали женщина для мужчины по определению враг. Женщин надо «воспитывать» насилием и запугиванием. Секс не спутник любви или хотя бы симпатии, а способ унизить и наказать «врага».

Женщина, готовая тебе отдаться, заслуживает презрения и жестокого «наказания». Групповая оргия в сортире, среди грязи и вони, с бесчувственной или ничего не соображающей «партнершей» не мерзость, а доблесть. Насилие над слабым и беспомощным порочит жертву, а самого насильника делает героем. . .

В дальнейших извивах этой извращенной морали пусть разбираются психологи-криминалисты. Для нас довольно того, что она существует и порождает все новые и новые преступления.

И, судя по тому, какой популярностью пользуются рассуждения в стиле «она сама виновата, а на их месте так поступил бы каждый» эта мораль распространена куда больше, чем кажется.

Теги:

мужчины и женщины, происшествия, общество

Закладки:.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

насильники виновата сама насилия жертвы изнасилование видео мужчины