Литературный вечер 18.10. Олег Лекманов о лекции, ОБЭРИУ и искусстве абсурда

2015-10-8 11:32

18 октября в Центральном Доме журналиста состоится литературный вечер «ОБЭРИУ: Что это было?». Главный лектор вечера, литературовед Олег Лекманов в беседе с «Полит. ру» рассказал о предстоящем выступлении, творчестве обэриутов и своих любимых произведениях.

Какие вопросы вы собираетесь поднять в вашей лекции?

Мне кажется, один из самых важных вопросов в связи с ОБЭРИУ - вопрос о соотношении поэтов и прозаиков этой группы с русским модернизмом. Модернизм был реакцией на позитивизм XIX столетия. Как говорил Д. С. Мережковский, предлагать современному человеку социальные и позитивистские методы для лечения его нравственных болезней, это все равно, что предлагать человеку, больному раком лечить зубную боль. Но ОБЭРИУ эта уже была реакция на всю предшествующую культуру, включая и модернизм и, может быть, на модернизм - в первую очередь.

Обэриутам казалось (мы сейчас не обсуждаем - правильно или нет), что прежний мир и прежняя культура кончились. И их творчество в очень большой своей части это издевательская и провокационная констатация конца предшествующего мира и предшествующей культуры. Но на одном негативизме невозможно построить свое. И обэриуты, каждый по-своему, попытались воздвигнуть на месте кончившегося мира что-то новое. Как говорил Александр Введенский: «Я посягнул на понятия, на исходные обобщения, что до меня никто не делал. Этим я провел как бы поэтическую критику разума - более основательную, чем та, отвлеченная. Я усумнился, что, например, дом, дача и башня связываются и объединяются понятием “здание”. Может быть, плечо надо связывать с четыре.

Я делал это на практике, в поэзии, и тем доказывал. И я убедился в ложности прежних связей, но не могу сказать, какие должны быть новые. Я даже не знаю, должна ли быть одна система связей или их много. И у меня основное ощущение бессвязности мира и раздробленности времени. А так как это противоречит разуму, то, значит, разум не понимает мира».

Что такое искусство абсурда? Каких принципов придерживаются его сторонники?

Кажется, я уже начал отвечать на этот вопрос. Абсурдисты остро ощущали, что мир прежних логических связей кончился. И они очень выразительно это показывали в своих текстах. Вспомним рассказ Хармса, открывающий его цикл «Случаи». Это рассказ о рыжем человеке, у которого не было, ни рук, ни ног, ни головы, ни волос и поэтому рассказывать о нем больше невозможно.

А потом абсурдисты, руководствуясь, в первую очередь интуицией, пытаются нащупать новые связи между явлениями мира. Часто это бывает похоже на сон. Или на детское нанизывание разнородных понятий на одну связку с помощью рифмы.

Чем литература абсурда советских писателей отличается от литературы абсурда европейских и американских писателей?

Ну, во-первых, никто из них не был советским писателем, потому что никто, кроме Заболоцкого, свои взрослые вещи не смог напечатать в советских изданиях. Таким образом, они были не советские, а жившие в советское время. Что же касается типологического сходства между нашими абсурдистами и западными, то - да, оно, конечно, есть и связано оно с ощущением абсурдности, «конченности» окружающего мира. А дальше - большие различия. Мне кажется, что западные (Ионеско, Беккет) более абстрактные, более головные, что ли. Потому что окружающий их мир на самом деле не был уж таким абсурдным, и им приходилось конструировать свой собственный абсурдный мир. Наших же окружал настоящий полноценный советский абсурд, поэтому их тексты были куда сильнее замешаны на густом советском быте. Им меньше приходилось выдумывать и больше просто наблюдать. Помните, как в анекдоте (на самом деле, никакой это не анекдот, а чистая правда): Станция Ленинский проспект метрополитена имени Ленина города Ленинграда? Чистый же абсурд!

Чем ОБЭРИУ обязано своим успехом?

При их жизни никакого успеха не было и быть не могло - их не печатали просто, и если бы не героический Яков Друскин, в блокаду спасший рукописи Хармса и Введенского, может быть, мы бы и сейчас о них не знали ничего. А начиная с 1970-х - почему их полюбили? А потому что они очень талантливые, и смешные, и страшные, и для советского человека - понятные, хотя отдельные образы у них темные, конечно, и очень-очень новые.

Есть ли у вас любимые произведения обэриутов? Какие?

Конечно, есть и на вечере я даже обязательно прочту кусочек из «Некоторого количества разговоров» Введенского. Очень люблю его «Элегию» и «Ответ богов», детские и взрослые вещи Хармса (детские - больше), и «Столбцы» Заболоцкого (особенно, «Футбол») и всего Олейникова (который, впрочем, не обэриут, строго говоря). Вагинова стихи люблю меньше, а прозу - очень. А еще - замечательные детские вещи писал рано умерший обэриут Юрий Владимиров.

Литературный вечер «ОБЭРИУ: Что это было?» состоится 18 октября в Центральном Доме журналиста по адресу: м. Арбатская, Никитский бульвар, д. 8а. Начало в 19:00.

Билеты можно приобрести на сайтах timepad. ru, ponominalu. ru и kassir. ru.

Перейти к заказу билетов

.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

class обэриу мира мир абсурда детские литературный вечер