Колонки: Сергей Худиев: Назло бабушке Анне

Колонки: Сергей Худиев: Назло бабушке Анне
фото показано с vz.ru

2017-6-7 11:00

Три причины побуждают украинцев избирать в символы нации личностей чрезвычайно отталкивающих, вызывающих разделение внутри страны и отвращение за рубежом. Есть ли что-то похожее у нас в России? Переименование проспекта Ватутина (генерала, освобождавшего Киев от нацистов) в проспект Шухевича (нацистского коллаборанта), с одной стороны, ожидаемо: люди, находящиеся в свободном падении, будут падать дальше, с другой побуждает задуматься о социальных и психологических механизмах, приведших к такому результату.

То, что Роман Шухевич сотрудничал с нацистами, обучался в секретной школе Абвера, служил в вооруженных подразделениях Третьего рейха, был заместителем командира в спецподразделении «Нахтигаль», а с ноября 1941 года заместителем командира 201-го батальона шуцманшафта в звании гауптмана, не отрицается даже в его вполне апологетических биографиях.

Это человек, который пошел на службу к нацистам, которые массово угоняли украинцев в рабство и при этом считали их (как и славян вообще) «недочеловеками», биологически низшими существами, так что любые связи между «восточными рабочими», главным образом украинцами, угнанными в Рейх, и немками считались чудовищным «осквернением расы» и сурово карались.

Это человек, который возглавлял Украинскую повстанческую армию (УПА) во время Волынской Резни.

Что же, во всех оккупированных странах Европы были коллаборационисты.

В Норвегии или Голландии они даже могли быть искренними адептами нацисткой расовой доктрины которая была вполне готова признать за ними арийство. Но в славянских странах те, кто шел в услужение нацистам, знали, что их не считают за полноценных людей.

Некоторые немецкие офицеры, желавшие активнее вовлекать славян в борьбу на стороне Рейха (как, например, В. К. Штрик-Штрикфельдт), огорчались на такой крайний расизм, который сильно подрывал энтузиазм их местных подопечных в борьбе с Советами, но ничего сделать не могли для Гитлера и верхушки Рейха это было принципиальным идеологическим моментом.

Кого-то это, действительно, отталкивало, но кто-то принимал правила игры, согласно которым они и все их соплеменники были «недочеловеками». Роман Шухевич принимал.

Теперь националисты сделали из него героя. Такова уж национальная гордость украинских националистов. Это бывает; в России тоже есть люди, склонные оправдывать или даже героизировать коллаборационистов.

Вот только в России (как и в других странах Европы) эти люди никогда бы не имели возможности определять топографию городов. В Москве невозможно представить себе проспект Власова, как и, скажем, проспект Квислинга в Осло. Люди, сотрудничавшие с нацистами, как-то обычно не считаются гордостью нации.

В чем же причина такой аномалии? Можно указать несколько факторов.

Первый это конструирование ложной национальной идентичности.

Для них критерием украинской идентичности являются ни в коем случае не князь Владимир и не княгиня Анна, а Бандера и Шухевич (фото: Григорий Василенко/РИА Новости)

Вспомним болезненную реакцию на то, что Путин, во время визита во Францию, назвал киевскую княжну XI века Анну Ярославну «русской». Но нравится это кому-то или нет жители Киева XI века называли себя русскими, землю свою русской, и князей своих русскими. Всякий, кто ознакомится с литературными памятниками эпохи, это немедленно обнаружит.

Конечно в XI веке было невозможно говорить о национальности русской или украинской в современном смысле слова. Но любое упоминание о русских киевских князьях ставит нас перед реальностью общих корней русских, украинцев и белорусов.

Наличие общих предков не требует отрицать ни государственность, ни отдельное национальное самосознание как англичане, австралийцы и американцы на данный момент являются разными нациями.

Но само признание общих корней неприемлемо для националистического проекта который является принципиально антирусским и использует слово «русский» в качестве ругательства.

Писать с брезгливым презрением, коверкая слова, «рузский мир», имея в истории собственной столицы князей, святых, летописцев и просто жителей, которые именно русскими себя и называли это сильный когнитивный диссонанс, и поэтому в националистической картине истории киевские князья задвинуты в тень.

Казалось бы, ну не нравится людям советский генерал можно же назвать проспект скажем, «проспектом княгини Анны». Было бы хорошо подчеркнуть тысячелетние корни, давние родственные связи с Европой.

Но внутренняя логика национализма этого не допускает, и поэтому он себя возводит не к киевским князьям, а к нацистским коллаборантам и головорезам середины ХХ века. В них-то, в отличие от князей и святых древнего Киева, точно нет ничего русского.

Когда беседуешь с националистами большая часть из них русскоязычны и носят русские фамилии выясняется, что для них критерием украинской идентичности являются ни в коем случае не князь Владимир и не княгиня Анна, а Бандера и Шухевич.

Ненависть к соседям неизбежно оборачивается острой самоненавистью, отрицанием собственных корней, собственной истории и собственной идентичности, не оставляя «нации» других героев, кроме тех, которые для любой другой нации служили бы символами предательства и позора, как те же Власов или Квислинг.

Другой фактор это, увы, склонность всех племен и народов возводить в герои наиболее страшных и кровожадных своих представителей.

Это напоминает культ индийской богини Кали, которая изображается в подчеркнуто страшном и отталкивающем виде, потому что люди надеются, что их враги испугаются и обратятся в бегство.

Люди вообще склонны заискивать перед насилием, глубоко чтить и почти обожествлять его. Это происходит само собой, инстинктивно и преодоление этой тенденции требует сознательных усилий.

Третий это отмораживание ушей бабушке назло.

Совершение каких-то глупых, нелепых и контрпродуктивных действий исключительно назло врагу. Враг от этих действий может никак не страдать, а страдают только свои но подчеркнутая демонстрация кукиша считается чем-то необходимым.

Эти три причины побуждают украинцев избирать в символы нации личностей чрезвычайно отталкивающих, вызывающих разделение внутри страны и отвращение за рубежом.

Есть ли что-то похожее у нас в России?

Первый фактор самоненависть у нас представлен шумной, но очень малочисленной группой граждан, ее реальное влияние невелико. Вот второй и третий вполне работают.

Когда у нас из нашей тысячелетней истории, полной святых, героев и гениев, люди выбирают в качестве самых почитаемых имен наиболее мрачных персонажей отечественной истории ХХ века это проявление тех же факторов, поклонения насилию и желания показать кукиш врагу, на этот раз Западу.

Впрочем, у нас за апелляцией к фигурам той эпохи стоит еще и определенного рода фронда.

Люди, остро недовольные распределением общественного богатства, видят в Сталине, Дзержинском или, дальше в прошлое, Иване Грозном носителей идеи уравнительной справедливости эти люди призываются из могил, чтобы расстрелять «зажравшихся» на радость тем, кто был оттеснен на обочину.

Российская и украинская ситуации, разумеется, резко отличаются но у них есть и черты сходства.

Одни и те же психологические механизмы коллективного бессознательного выталкивают на поверхность исторические фигуры, отличающиеся высочайшей степенью конфликтогенности. Лица, которым одни падши поклоняются, другие проклинают.

Причем процесс неизбежно идет по нарастающей чем больше эти фигуры оказываются в центре внимания, тем острее поляризация, а чем острее противостояние тем больше о них говорят.

Когда у нас в Кирове собираются возвести памятник Феликсу Дзержинскому, который славен тем, что массово убивал русских людей да, «неправильных» с точки зрения его идеологии русских людей, но именно русских, это неизбежно провоцирует противостояние между теми, кто считает, что убивать русских хорошо и правильно, и теми, кто не считает это подвигом, достойным увековечивания.

На Украине механизмы, которые бы как-то сдерживали этот процесс, сломаны, ситуация идет вразнос. В России пока что осознанно действующее в своих интересах государство эту стихию коллективного бессознательного сдерживает.

У нас в Москве увековечивают память других людей например, святого князя Владимира. Мы вместе с украинцами наследники великой восточнохристианской цивилизации. У нас есть наши подлинные корни и наша подлинная идентичность.

Теги:

Украина, Россия, идеология

.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

русских нации россии шухевич проспект идентичности века украинцев