Как швейцарки боролись за право голоса

Как швейцарки боролись за право голоса
фото показано с swissinfo.ch

2017-3-8 13:00

В Швейцарии женщины право голосовать и избирать на федеральном уровне получили только в 1971 году. В общем-то ничего смешного в этом нет — или все-таки есть? Ровно 8-го марта, в Международный женский день, на экраны Конфедерации выходит уже отмеченная целым рядом премий и наград комедия «Божественный порядок» о борьбе за женское избирательное право.

«В 1971 году мир был в движении, всё менялось на глазах»! Мы слышим закадровый голос одной из героинь фильма, в то время как на экране нам демонстрируются кадры хроники, запечатлевшие и в самом деле исторические события, вошедшие потом в историю в качестве обобщающего понятия «1968-й год». Потом идет резкая перебивка, и мы вдруг оказываемся в мирной швейцарской деревне: «А здесь казалось, что мир застыл и никуда уже больше не двинется».

Мирная деревня? Так ли это? Здесь женщины не могут работать без разрешения мужа, здесь молодые девушки оказываются в тюрьме из-за любовного романа, ну а муж — глава семьи все-таки! — может разбрасываться семейными накоплениями так, как пожелает. Нет, Швейцария, изображенная в фильме «Божественный порядок», конечно, на рай земной совсем даже не похожа.

В центре фильма находится история матери и домохозяйки, которая живет в маленьком швейцарском местечке и в один прекрасный день начинает бороться за женское избирательное право. Главный сюжет обрамлен несколькими параллельными линиями, но основной, по сути, является история швейцарского патриархального и консервативного общества второй половины 20-го века, жертвами которого становятся все без исключения — и женщины, и дети, и мужчины.

На последнем кинофестивале в Золотурне эта комедия впервые в истории фестиваля получила главную награду «Prix de SoleureВнешняя ссылка». «Божественный порядок» является одним из самых «горячих» кандидатов на получение швейцарской национальной кинопремии. Окончательное решение жюри будет озвучено 24 марта 2017 года. В швейцарских кинотеатрах картину можно будет увидеть с 9-го марта.

«Женщина в политике противоречит божественному порядку»

Сейчас трудно в это поверить, но многое из того, что показано в фильме, основано на реальных событиях. Молодые люди, подвергавшиеся аресту за «развратный образ жизни» или «тунеядство» вплоть до 1980-х годов, — это действительно одна из самых темных глав в истории Конфедерации. Казалось бы, преследование неформалов в СССР — это понятно, но чтобы оплот демократии Швейцария? Сценаристка и режиссер Петра Вольпе (Petra Volpe) прежде, чем писать сценарий для фильма, тщательно исследовала эту непростую тему.

Так, она работала с документами в «Архиве истории женского движения в Швейцарии» («Archiv zur Geschichte der schweizerischen FrauenbewegungВнешняя ссылка») в городе Ворблауфен (Worblaufen), что под Берном, и даже прочитала диссертацию о противницах предоставления женщинам политических прав, каковых было тогда в Конфедерации, как ни странно, немало. Под конец, уже написав сценарий, Петра Вольпе попросила профессионального историка проанализировать рукопись. «Коллега-историк должна была подтвердить мне, что атмосфера в фильме передана верно», — рассказывает режиссер.

А тогдашнюю атмосферу в стране она описывает как весьма «жесткую». Распределение ролей в обществе было раз и на всегда заданным, поменять его казалось просто невозможным. «Женщина в политике есть явление, противоречащее божественному порядку вещей», — говорит в фильме одна из противниц политической эмансипации женщин. «Данная фраза — это не фантазия сценариста, а оригинальная цитата, которая и дала потом название всему фильму», — говорит П.  Вольпе.

И дольше века длится день

Факт совпадения выхода картины на экраны с Международным женским днем имеет для П.  Вольпе большое символическое значение, с учетом того, что по всему миру 8-е марта традиционно является праздником серьезным, политически заряженным, без цветов и подарков. В центре же праздника 8-го марта стоит рациональная идея политического равноправия женщин, борьба за которое ведется уже по всему миру больше века.  

Разумеется, за последние сто лет на этом поприще по всему миру уже сделано немало. В частности, практически во всех демократических странах мира женщины получили полноценные гражданские права, которые с тех пор стали уже стандартом любого современного общества. Любого — но не швейцарского. Здесь этот процесс занял немного больше времени, чем у соседей.

На федеральном уровне гражданки Конфедерации право голосовать, избираться и быть избранными получили только в 1971 году, а в кантоне Аппенцелль-Внутренний это произошло только в 1991 году, да и то только после «окрика» со стороны Федерального суда в Лозанне, который счел, что 20 лет — срок достаточный даже для неторопливых жителей восточных регионов Конфедерации. Тем, кто не слишком хорошо знаком со швейцарской историей и менталитетом страны, такая ситуация покажется очень странной.

У Петры Вольпе существует на этот счет своя теория. «Швейцария очень консервативная страна. Здесь всегда подозрительно относятся к разного рода новшествам». И дело даже не только в политическом доминировании мужчин и невозможности ввести женское избирательное право указом федерального центра через головы суверенных кантонов (а швейцарский федерализм действительно не дает возможности производить такого рода акции). По мнению Петры Вольпе, все это не может служить оправданием такой задержки.

«В то время, как женщины в соседних странах уже давно получили избирательные права, швейцарские женщины просто по-прежнему не воспринимались политиками всерьез. Ходатайства, петиции и депутатские запросы федеральные министры просто складывали под сукно». Вольпе убеждена, что в Швейцарии женское избирательное право было бы введено гораздо раньше, если бы правительство посылало обществу совсем другие сигналы. «Швейцария чрезвычайно недоверчиво относится к изменениям, это заметно даже сейчас по результатам референдумов, но на „сигналы“ и косвенное воздействие общество здесь все-таки реагирует. Но ничего подобного тогда не делалось».

Универсальные ценности

Следует подчеркнуть, что фильм «Божественный порядок» рассчитан не только на швейцарскую аудиторию. У режиссера двойное итало-швейцарское гражданство, а живет она и вовсе в Берлине и в США, поэтому Петра Вольпе изначально позаботилась о том, чтобы ее фильм был понятен также и тем, кто никогда не жил в Швейцарии и плохо знает историю этой страны.

«Я хотела снять картину на типично швейцарскую тему, но так, чтобы конечный результат был в итоге интересен всем», — говорит П.  Вольпе. По-видимому, сделать это ей вполне удалось. Датская дистрибьютерская компания уже отсмотрела фильм и пришла к выводу, что рассказанная в нём история вполне способна заработать в мировом прокате неплохую кассу. Фильм уже продан в Китай и в некоторые другие страны. Режиссер объясняет этот успех тем, что в фильме речь идет даже не столько о женском избирательном праве в Швейцарии.

«В центре картины находятся такие универсальные ценности, как гражданское мужество, демократия, равенство прав и борьба за справедливость». Кстати, а как со всем этим сейчас обстоит дело в Швейцарии? Петра Вольпе отвечает, не колеблясь, что «нам и сейчас есть, чем заниматься! Женщины зарабатывают в Швейцарии по-прежнему меньше, чем мужчины, а с этого как раз и начинается неравенство. Но куда большей проблемой является глубокий сексизм, от которого мы до сих пор так и не смогли избавиться», — резюмирует П. Вольпе.  

В заключение мы задали Петре Вольпе еще несколько вопросов.

swissinfo. ch: Как вы пришли к мысли сделать фильм на тему политических прав женщин?

Петра Вольпе: Мысль снять фильм на эту тему пришла в голову моему продюсеру, и в моем случае сразу упала на благодатную почву.

swissinfo. ch: Почему вы, чтобы рассказать эту историю, выбрали жанр комедии, а не документального кино, или драмы, как это сделала Сара Гаврон, создательница британского фильма «Суфражистка»?

П. В. : Женщины в Швейцарии получили право голоса только в 1971 году. Это само по себе настолько абсурдно, что фильм на эту тему просто обязан был быть комедией. Будучи женщиной, нельзя прожить жизнь без черного юмора.

swissinfo. ch: Людям, которые «не в теме», многое в этом фильме может показаться преувеличением.

П. В. : Так часто говорят, когда речь заходит о проблемах женщин, мол все это преувеличение и вообще прошлогодний снег. При этом многое из того, что люди говорят в фильме, — это прямые цитаты из разговоров людей того времени и вовсе не придумка и не преувеличение.

Долгий путь к избирательному праву

1868 год: первая неудачная попытка женщин Цюриха воспользоваться процессом пересмотра кантональной конституции и закрепить в ней пассивное и активное избирательное право;

1957 год: в результате пересмотра правовых основ системы гражданской обороны женщины должны были получить юридический статус, которые позволял бы призывать их на воинскую службу. Женские организации выступили против такого «права», объясняя свою позицию тем, что у женщин в стране нет даже возможности голосовать, а призывать в армию их почему-то собираются. Чтобы спасти ситуацию, Федеральный совет (правительство) быстро запустил проект введения избирательного права для женщин;

1959 год: против предоставления женщинам избирательного права на референдуме проголосовало 67% избирателей-мужчин;

1963 год: Швейцария становится членом Совета Европы, но не может подписать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ЕСПЧ) из-за отсутствия у себя в стране женского избирательного права. Федеральный совет решается в 1969 году на проведение еще одного референдума с тем, чтобы, наконец, окончательно прояснить ситуацию.

1971 год: 66% избирателей голосует на референдуме за предоставление женщинам избирательного права;

1990 год: Федеральный суд в Лозанне вынуждает кантон Аппенцелль-Внутренний ввести у себя избирательное право для женщин на кантональном уровне.

Петра Вольпе

Родилась в 1970 году в Швейцарии.

ad Wolf in Potsdam).

С 2001 года работает в качестве свободного сценариста и режиссера.

Вы можете сообщить нам свое мнение, в ступив в наш паблик в сети Фейсбук, или же Вы можете напрямую обратиться к автору материала на немецком или английском языке @SibillaBondolfi в соцсетях FacebookВнешняя ссылка или TwitterВнешняя ссылка.


Перевод на русский и адаптация: Надежда Капоне.

.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

вольпе право швейцарии женщины женщин права фильме