Исполнилось 102 года со дня рождения Вячеслава Кондратьева — автора повести, по которой сняли «Ржев» Евгения Пригожина

Исполнилось 102 года со дня рождения Вячеслава Кондратьева — автора повести, по которой сняли «Ржев» Евгения Пригожина
фото показано с bloknot.ru

2022-10-30 09:19

Вячеслав Кондратьев стал известен как писатель много лет спустя после окончания Великой Отечественной войны.

Вячеслав

Кондратьев стал известен как писатель

много лет спустя после окончания Великой

Отечественной войны. Он сам попросился

на фронт, оказался в суровых боях подо

Ржевом, получил там медаль «За отвагу»,

и навсегда пронёс в себе горечь утраты

боевых товарищей.

30

октября исполнилось 102 года со дня

рождения Вячеслава Кондратьева. Он

появился на свет в 1922 году в Полтаве в

семье инженера-путейца, и, если бы не

война, так бы и работал по семейной

традиции. Во всяком случае вторжение

нацистской Германии в СССР он встретил

в железнодорожных войсках на Дальнем

Востоке. В армию молодого человека

призвали

с первого курса Автодорожного института.

Он начал проситься на фронт, и в декабре

1941 года его отправили на передовую.

Так

Кондратьев оказался подо Ржевом в

составе 132-й стрелковой бригады. Уже

через несколько месяцев его, помощника

командира взвода отдельного стрелкового

батальона, приказом ВС 30-й армии

Калининского фронта №12/н от 26.04.1942 года

наградили медалью «За отвагу». В бою за

деревню Овсянниково после гибели

командира взвода он под плотным немецким

огнём поднял бойцов в атаку. В этом

отчаянном рывке Вячеслав пристрелил

дюжину фрицев, а ещё смог гранатой

подорвать их станковый пулемёт. Подвиг

дался ему ценой большой крови — в той

перестрелке его ранили, и не в последний

раз. Позже мужчину комиссовали с

инвалидностью.

После

Победы Кондратьев написал пьесу про

немецкую интеллигенцию, но не решился

её поставить, хотя театр Станиславского

был готов. Почувствовав что-то не то, он

отложил драматургию в сторону и много

лет работал художником-оформителем. Но

желание рассказать о том, чему он сам

стал свидетелем, никуда не ушло.

— Видимо,

у каждого из миллионов воевавших была

своя война, — рассказывал

Вячеслав Кондратьев. — Но именно своей

войны я в книгах и не находил. Моя война

— это стойкость и мужество солдат и

офицеров, это страшный пехотный бой,

это мокрые окопы, это также нехватка

снарядов и мин.

Фронтовик

работал руками, но истории, которые с

годами никак не стирались из памяти,

требовали выплеска на бумагу. И с этим

зовом решительно ничего нельзя было

поделать.

— Многие

из моих сверстников, кто как-то любил

литературу, давно хотели рассказать о

войне, — вспоминал автор. — Я даже

повертелся одно время около Литинститута,

но поступать почему-то не решился, хотя

показать приемной комиссии было что.

Остановило меня, наверное, несоответствие

между тем, что писалось о фронте и войне,

что видел на передовой я лично... И вот

только «лейтенантская проза» — повести

В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, в

которых была показана настоящая война,

— задела меня за живое. Первую попытку

написать что-то о Ржеве я сделал в 1960

году.

Но

между первой попыткой и полноценным

признанием уместилась целая жизнь.

Только в 1979 году при поддержке Константина

Симонова вышла первая кондратьевская

повесть «Сашка», про молодого рядового,

которому выпала непростая доля –

расстрелять пленного языка, которого

боец сам и добыл в пылу боя. И это вместо

того, чтобы допросить! Но рассудок

командира Сашки в тот момент помрачился

от горя — во время обстрела погибла его

любимая. Красноармеец понимает комбата,

жалеет немца, и не может определиться,

какой же его поступок будет наиболее

правильным. Повесть имела большой успех,

всего через пару лет режиссёр Александр

Сурин даже снял по ней одноимённый

фильм.

Следующее

десятилетие фронтовик активно писал.

«Борькины пути-дороги», «Селижаровский

тракт», «Отпуск по ранению», «Житьё-бытьё»,

«Что было», «Дорога в Бородухино»,

«Встречи в Сретенке» — повести сыпались

одна за другой. Автор спешил успеть

рассказать всё, что его съедало.

В 1985 году

Кондратьев был награждён орденом

Отечественной войны 1-й степени.

Все

его произведения были посвящены Великой

Отечественной, но он не пытался охватить

весь масштаб этой войны, всегда старался

ограничить поле действия тающей на

глазах ротой, редеющим батальоном,

взятой деревенькой или негустым леском.

Неизменна было только общая тема —

ржевская. Побывав в той мясорубке, но

не видя её ни в учебниках, ни в литературе,

он не мог не использовать возможность

рассказать о тех жутких сражениях,

стоивших огромного количества жизней.

Считается, что поле, испещрённое воронками

от мин, бомб и снарядов, усеянное

неубранными трупами, и есть центр

художественной вселенной писателя.

«Искупить

кровью» стала последней повестью

Вячеслава Кондратьева. У него получилось

по-настоящему злое и местами желчное

произведение, как будто автор заново

переживал те страшные минуты, когда его

товарищи по оружию гибли под бесконечными

обстрелами фашистов. Книга рассказывала

всего об одном дне из будней красноармейцев

подо Ржевом, где им пришлось штурмовать

деревню Овсянниково. Всего один день,

но сколько было пролито в нём крови,

чтобы захватить населённый пункт! И как

же невыносимо тяжело было ротному

Евгению Пригожину осознавать, что у

него не осталось ни сил, ни оружия, чтобы

удержать эти несколько изб. Стремление

писать про войну ту правду, которой он

не видел у других авторов, сказалось и

здесь. Кондратьев писал про реального

офицера, с которым познакомился после

войны, и даже не стал менять его

биографические данные на страницах.

Спустя почти 30 лет внук того самого

командира, петербургский бизнесмен

Евгений Пригожин, сделал всё, чтобы

экранизация повести вышла на большой

экран.

Фильм Игоря Копылова «Ржев» произвёл фурор, таких кровавых будней советских солдат в нашем кино никогда не бывало. Горстка солдат, терзающих друг друга бесконечными вопросами о довоенной жизни, до дрожи пробирала своей решимостью стоять до конца, чтобы не дать немецким захватчикам топтать Советский Союз. В этой картине не было ни любовной линии, ни хэппи-энда, даже красного флага над Рейхстагом героям картины так и не довелось увидеть. Но это не помешало авторам фильма воздать должное, как писателю, так и всем павшим красноармейцам, о которых так хотел рассказать Кондратьев. Жёсткая и трагичная картина навсегда вошла в отечественный золотой фонд военного кино.

23

сентября 1993 года Вячеслав Леонидович

скончался. По официальной версии, он

покончил жизнь самоубийством во время

тяжёлой болезни, застрелившись из

пистолета. Но есть и другая точка зрения,

журналист Лев Сидоровский, который

несколько раз встречался с писателем

и брал у него интервью, считал,

что Кондратьев «ельцинские реформы

воспринял очень болезненно: удар,

нанесенный «шоковой терапией» по

ветеранам войны и вообще всем пенсионерам,

для него оказался непереносимым. В его

письмах и выступлениях той поры постоянно

звучало, что, мол, преступно вот так

экспериментировать на живых людях».

Те

испытания, что фронтовик выдержал на

ржевской земле, навсегда впечатались

ему в душу. Он пронёс эти бои через всю

жизнь и даже собственный прах завещал

развеять на Овсянниковском поле. Но его

последнее желание так и не выполнили,

писателя похоронили на Кунцевском

кладбище. Но его товарищи не забыли о

просьбе, и на могилу Кондратьева привезли

землю из той самой рощи, где погибли его

однополчане, а также каску и сапёрную

лопатку, без которых во ржевской мясорубке

было попросту не уцелеть.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

кондратьев войны рассказать вячеслав повести отечественной кондратьева война