Глумление над православием. Как поляки и украинцы уничтожали храмы

Глумление над православием. Как поляки и украинцы уничтожали храмы
фото показано с aif.ru

2023-4-3 18:06

В недавнем соцопросе на вопрос «С каким народом украинцы близки исторически?» 63% респондентов ответили: с поляками.

Арест настоятеля Киево-Печерской лавры, епископа Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, организованный украинскими властями 1 апреля, справедливо сочли возмутительным актом.Курс на яростную дерусификациюОфициальный представитель МИД РФ Мария Захарова в своем Telegram-канале заявила: «На наших глазах насилуют православие, издеваются и глумятся... Зеленский, суд и толпа — все беснуются в Великий Пост». Сообщение сопровождалось видеороликом, снятым около Киево-Печерской лавры. Действительно, толпа под разухабистые антироссийские песни пляшет вокруг молящейся прихожанки лавры, многие выкрикивают в ее адрес оскорбительные слова и проклятия. Именно в это время в новостных лентах потоком шли сообщения о том, что митрополита Павла принудительно вернули в зал суда из больницы, подвергли домашнему аресту и заставили носить электронный браслет. На этом фоне как-то особенно остро воспринимаются данные недавних соцопросов, проведенных на Украине. Респондентам был предложен вопрос: «С каким из народов украинцы наиболее близки исторически?» Ответ оказался красноречивым. 63% опрошенных заявили, что наиболее близким народом они считают поляков.Надо сказать, что своим поведением украинские власти и впрямь демонстрируют явное сходство с польскими властями времен 1918-1939 гг. Тогда Польша, обретя независимость, взяла курс на яростную дерусификацию, на вымарывание или присвоение всего, что хоть как-то относилось к русской культуре. Первый и самый мощный удар был нанесен по православию.Храмы отбирали силойВ пределах создаваемой на скорую руку Польши находилось восемь епархий Православной Российской Церкви. В первый же год своей независимости поляки взяли курс на массовое закрытие православных храмов. Впрочем, одним только закрытием дело не ограничивалось. Православные храмы попросту отбирали силой, в лучшем случае превращая их в римско-католические костелы. В числе худших вариантов было превращение храмов в свинарники, склады или кафе, а часто — и вовсе разрушение. В 1918 году такая судьба постигла 400 православных церквей. И не только церквей — изъятию подвергалось вообще все, принадлежащее православным. Скажем, в Вильно поляки отобрали архиерейский дом, купленный православной общиной на свои деньги, без какого-либо финансового участия правительства Российской империи. При этом архиерейская домовая церковь была сначала разграблена, потом разрушена, а потом в ней устроили кинотеатр. Отбирались также и церковные школы, и земли, принадлежащие православным на законных основаниях. Вообще, в течение 1920-х гг. поляки по части изъятия православных церковных ценностей, разрушения православных храмов и их насильственного отъема были абсолютными мировыми лидерами. Именно «христианская Польша», а вовсе не «атеистическая богоборческая Советская власть», как это могло бы показаться на первый взгляд. Если брать процентное соотношение, то получатся цифры, которые могут в известной мере перевернуть устоявшиеся шаблоны. Так, большевики-безбожники отняли и разрушили около 27% храмов, принадлежащих православным. А «христианнейшая Польша» — 45%.На уничтожение собора объявили сбор денегПо части разрушения соборов, имевших выдающееся культурное значение, в лидерах, как ни странно, тоже Польша. Известно, что в Москве в декабре 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя. Гораздо меньше говорят о судьбе собора Святого Благоверного Александра Невского, что в Варшаве. А она была ничуть не лучше. Собор, который расписывали классики русской живописи Василий Васнецов и Михаил Нестеров; собор, украшенный драгоценными металлами, уральскими самоцветами и мозаичными композициями по эскизам того же Васнецова; собор, в котором, по самым скромным подсчетам, находилось более десяти тысяч произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня, в 1918 году был признан поляками как «малоценный в художественном отношении». Тогда же было принято решение о его сносе, который состоялся в июле 1926 года. Самое любопытное, что средств для разрушения этого храма не хватало. И тогда был объявлен государственный заем — «чтобы каждый поляк был причастен к общему делу». Погасить заем предполагалось из средств, вырученных от разграбления православных церковных ценностей, а также из стоимости материалов, полученных в ходе сноса. Например, из стоимости яшмовых колонн собора и из прекрасного кирпича, которым замостили варшавские тротуары... Впрочем, на Волыни поляки взяли поначалу несколько иной курс, который можно справедливо назвать иезуитским. Там на полную мощность была включена украинизация православной церкви. Или, как говорили тогдашние украинские националисты, «размосковленье». Предполагалось перейти на новый календарный стиль и перевести богослужение на украинский язык, поскольку церковнославянский украинские националисты считали «языком москалей». Апофеоз «размосковленья» пришелся на 1933 год. Тогда митрополит Дионисий, глава православных, проживающих в Польше, праздновал 20-летие своего архиерейского служения и 10-летие митрополичьей службы. Известен он был тем, что придерживался исконной православной традиции и церковнославянского языка.То, что сделал тогдашний воевода Волыни Генрик Юзевский, до степени смешения напоминает то, что провернули 1 апреля этого года власти Киева. Вот фрагмент из воспоминаний Юзевского: «Я вызвал украинского депутата Скрыпника, чтобы организовать в Почаевской лавре украинскую манифестацию. Она парализовала юбилейные торжества Дионисия. На почаевской колокольне появился сине-желтый флаг, а в толпе — украинские транспаранты. Раздавались украинские лозунги, звучали украинские песни... Едва живого Дионисия провели сквозь толпу манифестантов к митрополичьему дому». О конкретном содержании транспарантов Юзевский умалчивает. Между тем оно опять-таки до степени смешения напоминает нынешние кричалки украинских националистов: «Довольно Московской политики на Волыни!» и «Долой московщину в Церкви!» Если кто-то из нынешних украинских националистов будет восторгаться этой акцией своих предшественников и «размосковленьем» церкви на Волыни, то не лишним будет напомнить, что вышло в итоге. А вышло так, что польские хозяева украинских националистов сменили курс. На Пасху 1937 года примас Польши, кардинал Август Хлонд, призвал католиков бороться с православием как таковым и «идти следами фанатических безумцев апостольских». Тех дважды просить было не нужно — только за один месяц 1937 года было уничтожено 114 православных церквей. А в следующем, 1938 году — еще 127.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

православных украинские курс православной поляки церкви храмов польша

православных украинские → Результатов: 3 / православных украинские - фото


Украинские власти способствуют масштабной агрессии против православных

Уполномоченный МИД РФ по правам человека заявил о нежелании властей Украины бороться с масштабной агрессией радикалов против православных верующих izvestia.ru »

2016-03-10 11:29