Глоссарий. Иосиф Бакштейн. Актуальное искусство 90-х

2015-12-31 15:59

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Глоссарий», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели, деятели культуры и общественные деятели попытались дать свое определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Иосиф Бакштейн, искусствовед, художественный критик, куратор. Актуальное искусство 90-х

Во-первых, все началось году в 1987-м, первые «послеперестроечные» выставки. Моя первая выставка, которую я курировал в новом качестве в легальном пространстве, была в выставочном зале на Автозаводской в Пересветовом переулке в марте 1987 года. И вся московская независимая художественная общественность, которая объединилась вокруг школы московского концептуализма, вокруг Кабакова, Меламеда, которые уже были в Америке в это время, Андрея Монастырского, Игоря Макаревича, Елены Лагиной, Никиты Алексеева, других художников, (мы) стали делать выставки в разных публичных местах, поскольку была мотивация поиска неоригинальных пространств. И выставка, которая осталась в памяти у всех - это выставка в Сандуновских банях, которую мы делали в январе 1988-го года. И в качестве такого пространства я и Гия Абрамишвили, замечательный художник, решили делать выставку в этих банях. Это было огромное событие.

Существуют фильмы, документация этой выставки. В 1988 году была первая выставка русского современного искусства в Западном Берлине. Еще была Берлинская стена, мы поехали в Западный Берлин в октябре 1988 года, провели там два месяца, там было много художников, искусствоведов. Это было очень важное событие. Потом эта выставка была повторена в Москве в 1989-м году. Потом большая выставка русского искусства была в Америке, это было в 1990-м году в Бостоне. Она называлась «Между весной и летом. Советское концептуальное искусство в эру позднего коммунизма». После чего начались уже выставки в Москве на разных выставочных площадках, поскольку еще не было музеев - не было, по-моему, еще музея современного искусства, Московского дома фотографии, Мультимедиа Арт музея, поэтому выставки проходили на самых неожиданных выставочных площадках. Надо сказать, что еще в это время появились галереи. Первая галерея была Айдан Салаховой и ее коллег, просуществовала несколько лет. Потом была галерея Риджина, на улице Кирова, теперь Мясницкая. Потом появилось уже новое поколение художников уже в 90-е годы, которые сделали что-то значимое: Олег Кулик, Дубосарский с Виноградовым, другие художники.

Возникли новые художественные движения, появились мастерские - Константин Звездочетов, братья Мироненко, Игорь Макаревич, Елена Лагина. Все достаточно активно стали действовать. Создавались какие-то художественные проекты, в которых участвовала молодежь, которая в конце 90-х - в 2000-е годы себя достаточно активно проявила. Стали возникать какие-то независимые художественные институции. Я принимал участие в создании Института проблем современного искусства, который находится в бывшей мастерской Ильи Кабакова. Очень активная художественная жизнь началась, увеличилось количество международных художественных проектов. В начале 90-х был большой интерес к русскому современному искусству, где-то до 95-го года было много выставок в Европе, Великобритании, Франции, в Швеции я делал несколько выставок в конце 90-х годов. Можно сказать, что русское искусство становилось и окончательно стало в конце 90-х частью международной художественной сцены.

Сейчас этот процесс, тоже не однозначный, продолжается, хотя я считаю, что у нас до сих пор достаточно слабая художественная структура, не очень большое количество галерей и музеев, рынок искусства достаточно слабый. По каким-то понятным причинам не сложилось устойчивое гражданское общество в целом в стране и в художественном сообществе, поэтому здесь мы сталкиваемся со многими противоречивыми тенденциями. Хотя очень важно, что появились независимые частные художественные проекты, такие, как Музей современного искусства «Гараж», «Винзавод» как площадка, фонд «Виктория - Искусство быть современным» делает очень интересные проекты, Шалва Бреус в «Ударнике» проводит премию имени Кандинского, другие выставочные проекты проходят. То есть, достаточно интенсивная художественная жизнь каждый день. Какие-то вернисажи, открытия, встречи, семинары, конференции, мастер-классы, биеннале, наконец. Так или иначе, все основные элементы, которые свойственны международной художественной инфраструктуре, в Москве появились и развиваются.

.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

искусства 90-х выставка выставки достаточно искусство художественная проекты