Черный октябрь, взгляд снизу. Что не так с фильмом «1993» Велединского?

Черный октябрь, взгляд снизу. Что не так с фильмом «1993» Велединского?
фото показано с aif.ru

2023-9-27 03:02

В прокат выходит фильм Александра Велединского «1993» — очень вольная экранизация романа Сергея Шаргунова о том, как простые люди пытались вернуть СССР в октябре 1993-го.

Снимать фильмы про события, о которых в обществе нет устоявшегося консенсуса, очень сложно. В советское время, например, тему Гражданской войны поднимали осторожно, а лучшими фильмами, пережившими время, оказались те, которые показывали обе стороны того противостояния хотя бы относительно равными. А смещение симпатий в сторону белогвардейцев, наметившееся уже после распада СССР, шедевров так и не принесло — оказалось, что «кровавые красные» воспринимаются зрителями так же плохо, как и «убогие белые». Это проблема не только отечественного кино — в истории любой страны есть моменты, для которых нет (а иногда и не может быть) однозначной оценки. Впрочем, кинематографисты все равно пытаются преодолеть эту стену — и иногда у них даже получается.То, что происходило в сентябре-октябре 1993 года в Москве, как раз и является одним из таких событий. Противостояние президента страны Бориса Ельцина и его сторонников с тогдашним парламентом, доставшимся в наследство от СССР Советом народных депутатов, и называют по-разному в зависимости от политических предпочтений — «Штурм Белого дома», «Октябрьский путч», «Ельцинский переворот». Более точным, наверное, будет «Черный октябрь» — основная трагедия, разделившая историю недавно ставшей независимой России на до и после, случилась как раз в октябре того года, третьего и четвертого числа. И именно на эти даты пришлась кульминация в драме Александра Велединского «1993».Что это за фильм?Картина основана на художественном переосмыслении событий 1993 года — одноименной книге Сергея Шаргунова, которая была издана десять лет назад, в 2013-м. Сюжет книги — это несколько месяцев из жизни одной семьи, которая живет в поселке на 43-м километре Ярославского направления. Ее глава — Виктор Брянцев, который когда-то подавал надежды как ученый, но так и не защитил диссертацию, а переквалифицировался в сантехники аварийной службы. У него обостренное чувство справедливости, которое выражается в каких-то внезапных поступках. Его жена Лена работает диспетчером в той же службе, очень переживает о возрасте и пытается устроиться в новой жизни; ее мечта — завести бизнес. И их дочь Лена — в книге ей 13 лет, — которая тоже мечтает о новой жизни и идет на поводу у местного шпаненка, мечтающего примкнуть к настоящим бандитам и тоже зажить по-новому.Другие персонажи лишь обрамляют эту троицу. Это коллеги Виктора по работе, у которых, разумеется, нет академических знаний; его сосед, «новый русский» еврей Янс, который то ли хочет, то ли не хочет уехать в Израиль; какие-то дальние знакомые появляются в сюжете мельком. И приметы времени — страшная авария на Дмитровском шоссе в июне 1993-го, музыкальные хиты, которые звучали тогда отовсюду, какие-то не слишком понятые речи властных персон в телевизорах и на страницах газет.Но свой фильм Велединский (его помнят по экранизации Алексея Иванова «Географ глобус пропил», а также по недавней экранизации романа Захара Прилепина — сериалу «Обитель») снял всего лишь «по мотивам» книги Шаргунова. Оставив главных героев почти в неприкосновенности, он серьезно сократил сюжетную линию и очень сильно изменил финал. Впрочем, иначе этот роман сейчас, пожалуй, на экран было и не перенести. Каким получился фильм «1993»?Ждать от картины документальной реконструкции событий той странной осени не стоит — и задачи такой, кажется, не было, и литературный материал не предполагает ответов на вопросы, которые не смогло разрешить организованное по горячим следам следствие. Следствие это вообще вышло незавершенным — в какой-то момент всем участникам «Черного октября» объявили амнистию, хотя в Госдуме в конце 1990-х и работала комиссия, которая пыталась выяснить, что на самом деле случилось в сентябре-октябре 1993-го. В этой комиссии, кстати, заседал и 18-летний Шаргунов — студент журфака МГУ и помощник депутата от КПРФ Татьяны Астраханкиной.В целом и книга «1993», и фильм по ее мотивам — взгляд обывателей на ту трагедию. Среди действующих лиц практически нет исторических персон, они появляются только на кадрах кинохроники, которая с событиями вокруг главных героев соотносится лишь условно. К тому же в фильме много внимания уделяется отдельным моментам, которые достаточно широко известны — например, «желтый геббельс» (окрашенный в желтый цвет БТР с громкоговорителями на крыше, который использовался сторонниками Ельцина для агитации тех, кто сидел в Белом доме) или снабжение сторонников Совета народных депутатов через подземные тоннели канализации. Последнее позволило очень органично объяснить, как Виктор попал в Белый дом.Впрочем, этот Виктор, будто Фигаро, умудряется в течение фильма отметиться почти во всех знаковых местах — он и на баррикадах вокруг здания парламента интервью давал, и в толпе, которая пришла на штурм «Останкино», оказался.Но это художественные условности. Главный недостаток фильма (и книги тоже) совсем в другом. Разобраться в политических коллизиях того времени очень непросто; возможно, когда-нибудь историки расскажут, кто был прав, кто нет, кто выстрелил первым, а кто — защищался. Сейчас мы этого знания по большей части лишены, а доподлинно известно лишь то, что жертвы были с обеих сторон того противостояния. Но в «1993» симпатии читателей и зрителей будут принадлежать лишь одной стороне, и не потому, что она была права на самом деле. Просто Брянцева играет — и делает это превосходно — Евгений Цыганов, которому очень удалась роль простого работяги, отягощенного избыточным интеллектом.Именно с его фокуса показаны все события, и он почти становится провозвестником истины. Причины, по которым он пошел на баррикады, просты и понятны — тут и разрушенная перестройкой научная карьера, и беспредел продажных милиционеров, и желание вернуться в те времена, когда страна запускала в космос «Луноходы» и строила коммунизм.А вот доводы другой стороны конфликта, сторонников Ельцина, вряд ли найдут отклик у широких народных масс и сейчас. Да и высказаны они не очень внятно — кажется, что ими двигала слепая и иррациональная вера в первого президента свободной России, а также желание защитить свой «бизнес», пусть эти защитники не слишком понимали, что это такое. Ну а в противостоянии знакомого типажа с понятной ностальгией по прошлому в исполнении узнаваемого актера и какой-то эфемерной свободы, очевидно, победит Цыганов. К тому же именно сыгранному им персонажу угрожают настоящие бронетранспортеры и настоящие пули, а в таких случаях симпатии зрителя оказываются именно на стороне того, кому предстоит пройти через серьезные испытания.Конечно, «1993» Велединского вряд ли закроет тему «Черного октября». Это первый художественный фильм про те события — и хочется надеяться, что далеко не последний. С 1993 года прошло уже 30 лет — и пора уже начинать говорить о том противостоянии на языке искусства, а не кулаков. Ведь кулаками и горлом вряд ли получится что-либо доказать.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

1993 фильм велединского которых события виктор впрочем книги